Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 6 163 охраны в портах Мурманского побережья, по Мурманской желез ной дороге и на границах со Швецией и Норвегией. Необходимыми мерами были признаны создание постов пограничной стражи от Рованиеми до Печенги, введение жандармского и полицейского над зора в Мурманском порту, организация службы конвоирования гру зов по Мурманской железной дороге1. Таблица 10 Ввоз импорта в северные порты России в 1914-1916 гг., млн. пудов Порт Годы Всего 1914 1915 1916 млн. пуд. % Архангельск 34,5 75,3 120,2 230 76,5 Мурман - - 63,5 63,5 21,1 Кемь - - 7,3 7,3 2,4 Таблица составлена по: Аммон Т.А. История обороны Заполярья от освоения края до Великой Отечественной войны. — П., 1976. — С. 74. С постройкой железной дороги далекая северная окраина перестает быть окраиной, притягивая интерес правительства не в меньшей степени, а иногда даже и в большей, чем иной централь ный регион страны. Русский Север из дальней окраины постепенно превращается в стратегический приоритет Российской империи. Это наглядно подтверждает динамика принимаемых в правительстве ре шений, касающихся развития морских театров и примыкающих к ним приморских зон. Согласно этим данным, уже в 1914-1915 гг. северный выход в Европу заметно обогнал по степени привлекательности для государства остальные морские театры, вместе взятые (см. табл. 11). 8 мая 1915 г. на заседании Совета Министров России было отмечено, что в связи с закрытием морских путей сообщения по Балтийскому и Черному морям, путь через Белое море и Северный Ледовитый океан приобретает «особо важное значение»2. 1 РГИА. — Ф.1276. — Оп.13. — Д.5. — Лл.4-5. 2 РГИА. — Ф.1276. — 0п.20. — Д.89. — Л.32.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz