Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
162 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Кемский и Шенкурский были переведены на военное положение1. В Иоканьге и на побережье Кольского залива начинают строить ся военно-морские базы для судов сформированной летом 1916 г. Флотилии Северного Ледовитого океана. Ядро Флотилии состави ли крупнейшие корабли российского ВМФ — крейсеры «Варяг» и «Аскольд», линкор «Чесма и др. Некоторые из них были приведены на Север с Дальнего Востока. Поскольку техническое состояние оте чественных кораблей оставляло желать лучшего (погибшие в русско- японскую войну крейсер «Варяг», линкор «Чесма» были подняты с морского дна), многим из них требовался длительный ремонт, на Север были привлечены и военные корабли союзников по Антанте. Тем самым Баренцево море превратилось в театр военных действий. Наиболее ожесточенные бои велись здесь осенью 1916 г. Немецкие подводные лодки потопили 3 русских судна и 7 английских. В свою очередь, моряки русской флотилии уничтожили 2 вражеских подводных лодки2. Несмотря на отдельные потери, взаимодействие союзников, в целом, помогло обеспечить охрану северного побережья и про водку транспортных судов с необходимыми для России грузами. На Мурманский порт пришлось 20 % всех грузов, завезенных в Россию северным маршрутом на конец 1916 г. (см. табл. 10). По оценке А.Б. Смирнова, в течение 1917 г. в порты Архангельской губернии было доставлено 80 % всех поступивших в Россию грузов, в том числе 60 % в Архангельск и 20 % в Кольский залив3. Тем самым, удельная доля мурманского порта в общем грузообороте Севера выросла до 25 %. Тревогу вызывало не только Баренцево море, что было совер шенно естественно в условиях противодействия германского флота, но и относительно спокойное шведско-норвежское пограничье, по этому для Мурмана меры безопасности начинают приобретать бо лее специализированный характер. Так, например, на состоявшемся 28 декабря 1916 г. межведомственном совещании под председатель ством морского министра рассматривался вопрос об организации 1 РГИА. — Ф.1276. — Оп.11. — Д.910. — Лл.11-13. 2 Ушаков И.Ф. Избранные произведения. — Т.1. — С.599. 3 Смирнов А.Б. Морские порты Архангельской губернии в политике Российского государства в годы Первой мировой войны: Автореферат дисс... канд.ист.наук. — Архангельск, 2003. С.20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz