Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

162 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Кемский и Шенкурский были переведены на военное положение1. В Иоканьге и на побережье Кольского залива начинают строить­ ся военно-морские базы для судов сформированной летом 1916 г. Флотилии Северного Ледовитого океана. Ядро Флотилии состави­ ли крупнейшие корабли российского ВМФ — крейсеры «Варяг» и «Аскольд», линкор «Чесма и др. Некоторые из них были приведены на Север с Дальнего Востока. Поскольку техническое состояние оте­ чественных кораблей оставляло желать лучшего (погибшие в русско- японскую войну крейсер «Варяг», линкор «Чесма» были подняты с морского дна), многим из них требовался длительный ремонт, на Север были привлечены и военные корабли союзников по Антанте. Тем самым Баренцево море превратилось в театр военных действий. Наиболее ожесточенные бои велись здесь осенью 1916 г. Немецкие подводные лодки потопили 3 русских судна и 7 английских. В свою очередь, моряки русской флотилии уничтожили 2 вражеских подводных лодки2. Несмотря на отдельные потери, взаимодействие союзников, в целом, помогло обеспечить охрану северного побережья и про­ водку транспортных судов с необходимыми для России грузами. На Мурманский порт пришлось 20 % всех грузов, завезенных в Россию северным маршрутом на конец 1916 г. (см. табл. 10). По оценке А.Б. Смирнова, в течение 1917 г. в порты Архангельской губернии было доставлено 80 % всех поступивших в Россию грузов, в том числе 60 % в Архангельск и 20 % в Кольский залив3. Тем самым, удельная доля мурманского порта в общем грузообороте Севера выросла до 25 %. Тревогу вызывало не только Баренцево море, что было совер­ шенно естественно в условиях противодействия германского флота, но и относительно спокойное шведско-норвежское пограничье, по­ этому для Мурмана меры безопасности начинают приобретать бо­ лее специализированный характер. Так, например, на состоявшемся 28 декабря 1916 г. межведомственном совещании под председатель­ ством морского министра рассматривался вопрос об организации 1 РГИА. — Ф.1276. — Оп.11. — Д.910. — Лл.11-13. 2 Ушаков И.Ф. Избранные произведения. — Т.1. — С.599. 3 Смирнов А.Б. Морские порты Архангельской губернии в политике Российского государства в годы Первой мировой войны: Автореферат дисс... канд.ист.наук. — Архангельск, 2003. С.20.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz