Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 6 161 Свой полный облик Мурманская железная дорога приобре­ ла весной 1917 г., когда государство выкупило и присоединило к ней построенную на частные средства железнодорожную ветку от Петрозаводска до Петрограда протяженностью 266 верст. Для обеспечения постоянной связи России с союзниками по дну океана от Александровска до Шотландии был проложен кабель1. В Кольский залив вереницей пошли суда из союзнических стран. Они везли вооружение, боеприпасы и другие грузы — все, что необходимо для воюющей страны. Однако недостаток портовых разгрузочно-погрузочных устройств, нехватка паровозов и подвиж­ ного состава затрудняли отправку вглубь России. Пропускная спо­ собность дороги оценивалась в 11 пар поездов в сутки с общей гру­ зоподъемностью до 400 тыс. пудов груза в одном направлении, но в реальности техническое состояние дороги оставляло желать лучшего. В начале 1917 г. по этим причинам в Кольском заливе скопилось около 20 неразгруженных пароходов. Проблемы работы Мурманского пор­ та и Мурманской железной дороги обсуждались на Особом совеща­ нии по обороне государства2. Другой проблемой, препятствующей нормальной работе Мурманского порта, стала активизация германских военно-морских сил в Баренцевом море. Германия, вместе со своими союзниками предпринявшая немало усилий, чтобы заблокировать России ее тра­ диционные выходы в океан, крайне ревностно отнеслась к строитель­ ству Мурманской дороги, предоставлявшей даже более удобный (не­ замерзающий, открытый и расположенный ближе к Великобритании) морской выход, нежели те, которые в мирное время имелись у России на Балтийском и Черном морях. Следствием этого стало появление германского флота у Мурманских берегов. Российскому правительству пришлось принимать меры для за­ щиты судоходства в Баренцевом море. Постепенно, в период с ноя­ бря 1915 г. по апрель 1916 г., город Архангельск, полоса отчуждения Архангельско-Вологодской железной дороги,уезды Александровский, 1 Быков П.Д. Военные действия на северном русском морском театре в империалистическую войну 1914-1918 годов//Война на Северном морском театре. 1914-1918 годы: Сборник. — СПб., 2003. — C.18. 2 Журналы Особого совещания по обороне государства. 1917 год. — М., 1978.- C.127.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz