Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

160 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории нижена, поскольку не учитывает летальные исходы тяжело больных, отправленных на лечение за пределы стройки. Морской министр И.К. Григорович, посетивший строительство осенью 1916 г., впоследствии писал: «Поездка эта произвела на меня отвратительное впечатление, видно, все жалобы, которые до меня до­ ходили, были верны. Рабочие и пленные, работающие на дороге, со­ держатся плохо, о них мало заботятся, особенно о китайцах, которые за работу получают мало, почти голые и голодные, но с них дерут боль­ шие деньги за все, что им необходимо, так что заработка не хватает. Я был свидетелем полного отчаяния этих людей и даже скандалов, о чем говорил с министром путей сообщения (А.Ф. Треповым. — П.Ф.), но он близко к сердцу это не принимает, а главный инженер-строитель нас успокаивал и обещал улучшить положение рабочих, но было видно, что он попросту обманывал»1. Железнодорожное оборудование для Мурманской дороги заку­ палось за границей, для чего Управление постройки командировало своих представителей в Лондон, Париж и Нью-Йорк. Конечным пунктом дороги была выбрана Семеновская бухта, находящаяся чуть севернее Колы, в южном колене Кольского залива. Здесь с 1915 г. шло сооружение временных пристаней для приема со­ юзнических судов. 3 ноября 1916 г. недалеко от Полярного круга произошла сты­ ковка северного и южного участков дороги. В землю был забит се­ ребряный костыль, специально изготовленный на одном из петро­ градских заводов. С этого дня по всей дороге открылось сквозное движение. Николай II прислал телеграмму: «Счастлив доброму из­ вестию. Благодарю Вас, строителей, мастеровых и рабочих за столь быстрое окончание первостепенной государственной важности предприятия...»2 На строительстве Мурманской железной дороги действительно были достигнуты беспрецедентные в мировой практике темпы про­ кладки рельсового пути. 1000-километровое полотно было уложено за 20 месяцев: в среднем по 52,5 км в месяц. Стоимость железнодо­ рожного строительства составила примерно 200 миллионов рублей. 1 Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра. 1853-1917. — Кронштадт-М., 2005. — С.111. 2 РГИА. — Ф.274. — Оп.2. — Д.1013. — Л.34.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz