Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 6 159 отправлялись до Архангельска, а оттуда, уже морских путем, до ме­ ста стройки. Всего их с 23 мая по 25 июля 1916 г. было отправлено из Харбина 9246 человек1. В общей сложности на строительстве Мурманской железной до­ роги работало в 1916 г. около 70 тысяч человек. Интернациональный состав рабочих превратил стройплощадку в беспрецедентный поли­ этнический котел: на стройке работали русские, финны, татары, ар­ мяне, черкесы, дагестанцы, казахи, чехи, венгры, немцы, австрийцы, китайцы, канадцы, а также местное население — поморы, карелы, са­ амы, коми, ненцы, норвежцы. Очевидец писал: «Затруднения с язы­ ком возникали с финнами, венграми и кавказцами из охраны. Венгры не понимают ни русского, ни немецкого языка. Кавказцы очень плохо понимают по-русски. Кроме того, много затруднений создают расо­ вая вражда и религиозные различия. Военнопленные чехи не желают жить в одних бараках с немцами. Магометане, татары и кавказцы от­ казываются есть мясо коров, убитых на обыкновенной бойне и режут их по-своему способу, не желая даже возить свое мясо на тех телегах, на которых перевозится мясо для русских рабочих. Соблюдая свой летний пост (Рамазан), магометане не едят до захода солнца и ока­ зываются в трагическом положении в тех широтах, где солнце летом не заходит совсем. Голодовка магометан во время поста из-за неза­ ходящего солнца заставила администрацию переводить их несколь­ ко южнее, где солнце закрывалось на некоторое время лесом или горами»2. Столкнувшись с тяжелыми условиями жизни на стройке, воль­ нонаемные рабочие с нетерпением ждали окончания своих контрак­ тов, чтобы скорее уехать. Канадцы, нанятые по договору с российским правительством английской фирмой лорда Френча, были настолько напуганы увиденным, что и вовсе отказались работать. Случались побеги. Рабочие нередко получали ранения и погибали от несчастных случаев. Довольно высокой была смертность от заболеваний. По офи­ циальным данным, за время строительства от болезней скончалось 617 человек, в том числе от цинги — 422 человека3. Но эта цифра за­ 1 РГИА. — Ф.417,- Оп.1. — Д.40,- Лл.1-10. 2 Мурманская железная дорога... — С.71-72. 3 Мурманская железная дорога... — С.75.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz