Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

158 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Пустынность края и малочисленность местного населения создали серьезную проблему рабочих рук. По опыту строительства Амурской железной дороги, правительство пошло на введение на Севере упрощенного порядка по найму рабочей силы, который дол­ жен был сделать условия работы более привлекательными: в частно­ сти, допускалось заключение с работниками не только письменных, но и устных трудовых договоров; залоги отменялись, при этом вся­ чески поощрялась система выдачи задатков и авансов1. Управлению строительства дороги приходилось активно вербовать рабочих в различных губерниях России, но в связи с мобилизацией и уходом многих мужчин на фронт эта работа не принесла ожидаемого эффек­ та. На тяжелые, земляные работы со временем пришлось нанимать даже женщин. При заключении трудового договора нанимаемому выдавали задаток от 1 до 10 рублей, при этом отбирали паспорт, заводили рас­ четную книжку и вручали номерную бляху2. Дефицит рабочих рук на Мурманской стройке удалось замет­ но восполнить за счет привлечения труда военнопленных. По опы­ ту возведения Транссибирской железной дороги, также было решено задействовать китайцев, имевших наиболее дешевую цену на рынке рабочей силы. Заработная плата китайцев была на 35-40 процентов ниже, чем у русских землекопов. В Китай были направлены агенты Мурманской железной доро­ ги. Вербовка происходила в китайских провинциях. Желающих отпра­ виться в «царство полуночного солнца и полярной ночи» перевози­ ли в Харбин и подвергали медицинскому осмотру. После свержения Цинской династии Китай переживал острейшую борьбу за власть. Уехать от нестабильности и бедности хотели многие жители этой страны. В Харбине отобранные китайцы снабжались одеждой (каждо­ му выдавалось два костюма, пара носок, обувь и кепка), нескольки­ ми полотенцами, посудой и самым главным инструментом — лопа­ тами. Зимней одежды предусмотрено не было (найти ее в южной стране, видимо, оказалось непросто). Партиями, по 200-300 человек, китайские рабочие далее на маршрутных беспересадочных поездах 1 РГИА. — Ф.1276. — 0п.20. — Д.89. — Лл.112-113. 2 Ушаков И.Ф. Избранные произведения. — Т.1. — С.568.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz