Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
158 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Пустынность края и малочисленность местного населения создали серьезную проблему рабочих рук. По опыту строительства Амурской железной дороги, правительство пошло на введение на Севере упрощенного порядка по найму рабочей силы, который дол жен был сделать условия работы более привлекательными: в частно сти, допускалось заключение с работниками не только письменных, но и устных трудовых договоров; залоги отменялись, при этом вся чески поощрялась система выдачи задатков и авансов1. Управлению строительства дороги приходилось активно вербовать рабочих в различных губерниях России, но в связи с мобилизацией и уходом многих мужчин на фронт эта работа не принесла ожидаемого эффек та. На тяжелые, земляные работы со временем пришлось нанимать даже женщин. При заключении трудового договора нанимаемому выдавали задаток от 1 до 10 рублей, при этом отбирали паспорт, заводили рас четную книжку и вручали номерную бляху2. Дефицит рабочих рук на Мурманской стройке удалось замет но восполнить за счет привлечения труда военнопленных. По опы ту возведения Транссибирской железной дороги, также было решено задействовать китайцев, имевших наиболее дешевую цену на рынке рабочей силы. Заработная плата китайцев была на 35-40 процентов ниже, чем у русских землекопов. В Китай были направлены агенты Мурманской железной доро ги. Вербовка происходила в китайских провинциях. Желающих отпра виться в «царство полуночного солнца и полярной ночи» перевози ли в Харбин и подвергали медицинскому осмотру. После свержения Цинской династии Китай переживал острейшую борьбу за власть. Уехать от нестабильности и бедности хотели многие жители этой страны. В Харбине отобранные китайцы снабжались одеждой (каждо му выдавалось два костюма, пара носок, обувь и кепка), нескольки ми полотенцами, посудой и самым главным инструментом — лопа тами. Зимней одежды предусмотрено не было (найти ее в южной стране, видимо, оказалось непросто). Партиями, по 200-300 человек, китайские рабочие далее на маршрутных беспересадочных поездах 1 РГИА. — Ф.1276. — 0п.20. — Д.89. — Лл.112-113. 2 Ушаков И.Ф. Избранные произведения. — Т.1. — С.568.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz