Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 6 157 тязаний назывался норвежский порт Нарвик. Российские амбиции трактовались в контексте имперской политики, обретая лаконичную формулу: «Нарвик или Дарданеллы». Шведская газета «Nya Dagligt Allehanda» полагала, что по природно-географическим условиям портостроительства Вест-фьорд Норвежского моря, где расположен Нарвик, заметно превосходит российское побережье Баренцева мо­ ря, и это обстоятельство, по мнению газеты, должно было толкнуть Россию на Скандинавский полуостров1.С большим доверием к России отнеслась шведская газета «Dagens Nyheter», считавшая, что строи­ тельство железной дороги на Мурман обойдется российскому прави­ тельству «много дешевле войны со Швецией и последующей вражды со Скандинавскими государствами»2. Несмотря на суровые природные условия, российское прави­ тельство решило проложить рельсовый путь к побережью Баренцева моря в кратчайшие сроки, финансируя работы через систему чрезвы­ чайных сверхсметных кредитов из военного фонда. Предполагалось, что уже спустя год от мурманских пристаней должны были пойти по­ езда с союзническими грузами в Петроград. Причем для ускорения работ было решено строить дорогу «облегченного типа», вчерне, с последующей достройкой ее до магистрального уровня. Поэтому подъемы допускались до 15 метров на километр пути (вместо поло­ женных 6 метров), на поворотах радиус кривых разрешался вдвое больше нормы (255 метров вместо 640 метров). Примерно четвертая часть всего пути (250 верст) проходила по болотам, которые требовали трудоемких земляных работ. Невысокие насыпи на болотах проваливались, не выдерживая прохождения по ним платформ с рельсами и другим укладочным материалом, поэто­ му их заменяли деревянными настилами. Многочисленные озера, ре­ ки и ручейки, встречавшиеся на пути, создавали не меньше трудно­ стей: на всем протяжении дороги пришлось построить свыше тысячи искусственных сооружений на водотоках. Огромные валуны, торча­ щие из земли, устранялись либо вручную, либо с помощью взрыва их динамитом. 1 Мурманская железная дорога: Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района. — Пг., 1916. — С.178-181. 2 Мурманская железная дорога... — С.174-175.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz