Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
156 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории средств и приспособлений для организации морской перевозки меж ду Кандалакшей и Сорокой1.Большую проблему при этом создавали не только технологические трудности, связанные с организацией двой ной перегрузки «море-суша», но и мелководность Кандалакшского и Сорокского портов, требовавшая проведения грузовых работ только при помощи шаланд в открытом море, а также замерзаемость моря в зимнее время. Поэтому уже в июле 1915 г. центр отказывается от этого проекта и принимает очередное решение о проведении подго товительных работ по постройке среднего участка железной дороги между Кандалакшей и Сорокой2. В сентябре была утверждена строи тельная стоимость этой линии в размере 6 млн. 500 тыс. руб.3 Устранить последние сомнения о необходимости такой ради кальной в условиях войны меры, как строительство железной до роги в Заполярье, помогли вступление в войну Болгарии и падение Сербии, приведшие к утрате Россией дунайско-сербского стратегиче ского коридора и окончательно подорвавшие у царского правитель ства надежду на возможность открыть заблокированный противни ком средиземноморский проход в океан. Именно тогда в западной прессе мурманский выход в Европу получил образное название «Вторых Дарданелл», которым выража лось появление у России новых морских ворот, позволявших взаимо действовать с миром, минуя Средиземное море4. Растянувшееся на 9 месяцев (январь-сентябрь 1915 г.) приня тие решения о строительстве Мурманской железной дороги вызвало большие тревоги в Швеции. Здесь стали укореняться убеждения о су ществовании у России тайных намерений проложить коммуникации к Норвежскому морю по шведской территории, чему отчасти способ ствовала нечеткость заявлений российских властей о конечном пун кте строящейся железной дороги. Сохранявшаяся до 3 июня 1915 г. пауза и спровоцировала тревоги в Швеции. В начале 1915 г. в швед ской прессе началась паника. В качестве объекта российских при 1 РГИА. — Ф.1276. — 0п.20. — Д.89. — Лл.172-173; Высочайше утвержденные Особые журналы Совета Министров за 1915 год. № 397. 2 РГИА. — Ф.1276. — 0п.20. — Д.91. — Л.94; Высочайше утвержденные Особые журналы Совета Министров за 1915 год. — № 498. 3 Высочайше утвержденные Особые журналы Совета Министров за 1915 год. — № 688. 4 См.: Арнольдов A.M. Вторые Дарданеллы: Мурманский выход в Европу. — Пг., 1922.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz