Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 6 155 но необходимым в будущем продолжение этой линии на север — до одной из лучших бухт Мурманского побережья»1. Последней каплей, склонившей императора в пользу Мурмана, стала направленная ему записка известного исследователя Севера Л.Л. Брейтфуса и коллежского советника Афендика, в которой они еще раз повторили мысль С.Ю. Витте о необходимости продления дороги на север, до побережья Мурмана, в силу того, что последнее, в отличие от беломорского, было незамерзающим и позволяло при нимать суда круглогодично. Эта записка и стала поводом для приня тия 21 января 1915 г. Высочайшего решения о производстве изыска ний железной дороги к Мурманскому побережью, а 21 февраля — об отпуске кредита на заготовку материалов для ее строительства2.Весь ход принимаемых в дальнейшем решений свидетельствует, с каким трудом давалось правительству это решение: по всей видимости, от пугивали дороговизна проекта и отсутствие опыта по строительству дорог за Северным Полярным кругом. Ктому же подлинные интересы царского правительства по-прежнему лежали в дали от северных ши рот. Поскольку надежды на быстрый исход войны продолжали жить в сознании политиков и дипломатов, в феврале и марте 1915 г. царское правительство вело тайные переговоры с союзниками о разделе сфер влияния в Европе, считая, что «всякое решение будет недостаточным и непрочным в случае, если город Константинополь, западный берег Босфора, Мраморного моря и Дарданелл... не будут впредь включе ны в состав Российской империи»3. Только 3 июня 1915 г. последовало высочайшее повеление о строительстве рельсового пути от Кандалакши до Колы4.В таком виде дорога имела бы недостроенный промежуток — между Кандалакшей и Сорокой, передвижение по которому предполагалось морским пу тем, вдоль Карельского берега Белого моря. Поэтому практически одновременно правительством принимаются решения о выделении средств на установку 12 автоматических маячных ацетиленовых ог ней и одного освещаемого бакена, а также на приобретение плавучих 1 Особые журналы Совета Министров Российской империи. 1914 год. — М., 2006. — С 571. 2 РГИА. — Ф.1276. — 0п.20. — Д.81. — Лл.125-126; Там же. — Ф.274. — Оп.2. — Д.1008. — Л.ЗЗ . 3 Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. — М., 1926. — 4.11. — С.25. 4 РГИА. — Ф.1276. — 0п.20. — Д.89. — Лл.120-121.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz