Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
154 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории архангельский. Владивостокский порт не мог спасти положение, по скольку находился слишком далеко от театра военных действий и к тому же мог контактировать только с Японией и США. Архангельск принимал пароходы только пять месяцев в году (с мая до октября), когда северодвинский рейд и Белое море были свободны ото льдов. Узкоколейная Архангельско-Вологодская железная дорога нужда лась в реконструкции — перестройке на широкую колею. 29 ноя бря 1914 г. министр путей сообщения С.В. Рухлов официально заявил, что «одного архангельского пути будет недостаточно для успешно го выполнения огромной работы по внешнему вывозу...»1 Военные грузы в Россию можно было завозить и через систему железных до рог Швеции и Финляндии, но их пропускная способность также была невелика. В этот самый момент находившийся в отставке С.Ю. Витте по пытался вернуть внимание правительства к своему давнему проекту о строительстве на Мурмане военно-морской базы, связанной с цен тром страны железнодорожными коммуникациями. В конце 1914 г. на заседании Общества ревнителей истории он озвучил доклад, ко торый в свое время написал по заданию Александра III, назвав его «Либава или Мурман?»2Однако попытки опубликовать текст доклада в военной обстановке успеха не принесли. 19 декабря 1914 г. морской министр И.К. Григорович ответил С.Ю. Витте, что «до окончания войны невозможно сделать окончательного вывода о роли того или другого военного порта»3. Впрочем, правительство уже колебалось, и 1 января 1915 г. на основании доклада министра путей сообщения С.В. Рухлова Нико лаем II принимается решение о строительстве железной дороги от Петрозаводска4 до Сороцкой бухты на юго-западном побережье Белого моря. Император, обычно излагавший свои резолюции крат ко (одним словом, а то и несколькими буквами), на этот раз на особом журнале Совета Министров надписал: «Согласен. Но считаю безуслов 1 Российский государственный исторический архив (РГИА). — Ф. 274. — Оп.2. — Д.1008. — Л.1. 2 См.: Прошлое и настоящее.- Л., 1924. — Вып. I. — С.25-39. 3 Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х т. — М., 1960. — Т. 1. — С.547. 4 Рельсовый участок от Петрограда до Петрозаводска протяженностью 266 верст был по строен обществом Олонецкой железной дороги в 1915 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz