Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

154 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории архангельский. Владивостокский порт не мог спасти положение, по­ скольку находился слишком далеко от театра военных действий и к тому же мог контактировать только с Японией и США. Архангельск принимал пароходы только пять месяцев в году (с мая до октября), когда северодвинский рейд и Белое море были свободны ото льдов. Узкоколейная Архангельско-Вологодская железная дорога нужда­ лась в реконструкции — перестройке на широкую колею. 29 ноя­ бря 1914 г. министр путей сообщения С.В. Рухлов официально заявил, что «одного архангельского пути будет недостаточно для успешно­ го выполнения огромной работы по внешнему вывозу...»1 Военные грузы в Россию можно было завозить и через систему железных до­ рог Швеции и Финляндии, но их пропускная способность также была невелика. В этот самый момент находившийся в отставке С.Ю. Витте по­ пытался вернуть внимание правительства к своему давнему проекту о строительстве на Мурмане военно-морской базы, связанной с цен­ тром страны железнодорожными коммуникациями. В конце 1914 г. на заседании Общества ревнителей истории он озвучил доклад, ко­ торый в свое время написал по заданию Александра III, назвав его «Либава или Мурман?»2Однако попытки опубликовать текст доклада в военной обстановке успеха не принесли. 19 декабря 1914 г. морской министр И.К. Григорович ответил С.Ю. Витте, что «до окончания войны невозможно сделать окончательного вывода о роли того или другого военного порта»3. Впрочем, правительство уже колебалось, и 1 января 1915 г. на основании доклада министра путей сообщения С.В. Рухлова Нико­ лаем II принимается решение о строительстве железной дороги от Петрозаводска4 до Сороцкой бухты на юго-западном побережье Белого моря. Император, обычно излагавший свои резолюции крат­ ко (одним словом, а то и несколькими буквами), на этот раз на особом журнале Совета Министров надписал: «Согласен. Но считаю безуслов­ 1 Российский государственный исторический архив (РГИА). — Ф. 274. — Оп.2. — Д.1008. — Л.1. 2 См.: Прошлое и настоящее.- Л., 1924. — Вып. I. — С.25-39. 3 Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х т. — М., 1960. — Т. 1. — С.547. 4 Рельсовый участок от Петрограда до Петрозаводска протяженностью 266 верст был по­ строен обществом Олонецкой железной дороги в 1915 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz