Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел III •Глава 6 153 • • • • • • • ГЛАВА 6 РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР И ПОБЕРЕЖЬЕ БАРЕНЦЕВА МОРЯ В 1914-1922 ГГ.: ЭФФЕКТ • • • • • • • «ВТОРЫХ ДАРДАНЕЛЛ» § 1. Строительство и функционирование мурманского «стратегического коридора» (1915-1917) Первая мировая война изменила отношение имперского центра к северным пространствам России. Именно глобальный мировой кон фликт выявил всю слабость национального организма, иллюзорность многих политических надежд и в то же время — неэффективность си стемы организации ресурсов. Оказалось, что потребность российской армии в винтовках была обеспечена всего на 65 %, пулеметов — на 12 %. Большие потери армия несла из-за недостатка артиллерийских орудий и самолетов1. Нехватка квалифицированных рабочих, многие из которых были мобилизованы в армию, заметно ограничивала рост отечественной промышленности. Положение усугублялось топливным голодом. Выходом из сложившейся ситуации мог стать завоз стратеги ческих грузов из стран-союзников России по Антанте. Однако с началом Первой мировой войны Россия осталась без надежной связи с внешним миром. Балтийское море заблокировали немцы, Черное море — турки. По западной границе империи про тянулся сухопутный фронт. Это поставило под угрозу ресурсные контакты России с союзниками по Антанте. Из оставшихся у России транспортных коридоров действовали только дальневосточный и 1 Головин Н.Н. Россия в Первой мировой войне. — М., 2006. — С. 240-291.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz