Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
146 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории гося на него нашего действующего флота, не доставит туда эшелоны шведско-норвежских или иных чужеземных регулярных войск»1. Отсутствие надежных коммуникаций, связывающих Россию с Мурманом, фактически мешало сдвинуться с мертвой точки и военно-морскому проекту. Это чувствовали и в центре, поэтому в 1910 г. в Генеральном штабе начали обсуждать возможность устрой ства «этапных линий для гужевой доставки грузов от Екатерининской гавани во внутренние области империи»2. Однако консультации по проекту затянулись. Не увенчались успехом и предпринятые в нача ле XX в. попытки архангельских губернаторов А.П. Энгельгардта, Н.А. Римского-Корсакова, вице-губернатора Д.Д. Григорьева вернуть пра вительство к вопросу 30-летней давности о создании на Мурмане по стоянной стоянки для военного крейсера, охраняющего рыбные ре сурсы3. Рост общественного интереса, в том числе и в Архангельской губернии, к самым радикальным проектам развития Кольского Севера диссонировал со сдержанностью и слабостью губернских чи новников4.Запаздывание и вялость, с которыми Архангельск участво вал в продвижении военно-морского проекта на подведомственной ему территории — Кольском Севере, объяснялись тем, что начиная с 1880-х гг. губернским властям приходилось бороться с попытка ми Морского министерства увести последние военные корабли из Белого моря5.Проект С.Ю. Витте о создании крупного океанского пор та для военных кораблей на побережье Баренцева моря явно не отве чал беломорской стратегии Архангельска, поэтому губернские адми нистраторы фактически оставили его без поддержки. Едва заметная конкуренция между Беломорьем и Мурманом свидетельствовала о начавшемся, пусть пока и умозрительно, процессе реструктуризации северного приморского пространства. Общественное внимание к Кольскому Северу сопровожда лось нарастанием патриотических чувств. Норвежская колонизация 1 Известия Санкт-Петербургской городской думы. — 1894. — Т.113. — № 2. — С.286. 2 ГААО. Ф.1. — Оп.8. Т.1. — Д.2565. — Лл.1-3. 3 ГААО. — Ф.1. — Оп.8. Т.1. — Д.2492. — Лл.1-2. 4 См.: А.Г. О железной дороге на Мурман//Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. — 1910. — № 9. — C.19-20; Ринек А.Х. Мурманская железная дорога// Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. — 1913. — № 18. — C.817- 820 и др. 5 ГААО. — Ф.1. — Оп.8. Т.1. — Д.1898. — Лл.1-7 и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz