Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

146 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории гося на него нашего действующего флота, не доставит туда эшелоны шведско-норвежских или иных чужеземных регулярных войск»1. Отсутствие надежных коммуникаций, связывающих Россию с Мурманом, фактически мешало сдвинуться с мертвой точки и военно-морскому проекту. Это чувствовали и в центре, поэтому в 1910 г. в Генеральном штабе начали обсуждать возможность устрой­ ства «этапных линий для гужевой доставки грузов от Екатерининской гавани во внутренние области империи»2. Однако консультации по проекту затянулись. Не увенчались успехом и предпринятые в нача­ ле XX в. попытки архангельских губернаторов А.П. Энгельгардта, Н.А. Римского-Корсакова, вице-губернатора Д.Д. Григорьева вернуть пра­ вительство к вопросу 30-летней давности о создании на Мурмане по­ стоянной стоянки для военного крейсера, охраняющего рыбные ре­ сурсы3. Рост общественного интереса, в том числе и в Архангельской губернии, к самым радикальным проектам развития Кольского Севера диссонировал со сдержанностью и слабостью губернских чи­ новников4.Запаздывание и вялость, с которыми Архангельск участво­ вал в продвижении военно-морского проекта на подведомственной ему территории — Кольском Севере, объяснялись тем, что начиная с 1880-х гг. губернским властям приходилось бороться с попытка­ ми Морского министерства увести последние военные корабли из Белого моря5.Проект С.Ю. Витте о создании крупного океанского пор­ та для военных кораблей на побережье Баренцева моря явно не отве­ чал беломорской стратегии Архангельска, поэтому губернские адми­ нистраторы фактически оставили его без поддержки. Едва заметная конкуренция между Беломорьем и Мурманом свидетельствовала о начавшемся, пусть пока и умозрительно, процессе реструктуризации северного приморского пространства. Общественное внимание к Кольскому Северу сопровожда­ лось нарастанием патриотических чувств. Норвежская колонизация 1 Известия Санкт-Петербургской городской думы. — 1894. — Т.113. — № 2. — С.286. 2 ГААО. Ф.1. — Оп.8. Т.1. — Д.2565. — Лл.1-3. 3 ГААО. — Ф.1. — Оп.8. Т.1. — Д.2492. — Лл.1-2. 4 См.: А.Г. О железной дороге на Мурман//Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. — 1910. — № 9. — C.19-20; Ринек А.Х. Мурманская железная дорога// Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. — 1913. — № 18. — C.817- 820 и др. 5 ГААО. — Ф.1. — Оп.8. Т.1. — Д.1898. — Лл.1-7 и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz