Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел II •Глава 5 145 Мурман с остальной Россией за счет применения комбинации водных, шоссейных и только отчасти железных дорог. Проект Протасьева предусматривал устройство по реке Кола, озеру Имандра и реке Нива так называемого Кольского канала, а по реке Выг до Онежского озера — Беломорского канала. Для их соединения предполагалось строительство непродолжительных железнодорожных и шоссейных путей, в отдельных местах дублирующих или продолжающих водные. Вся эта транспортная система, по замыслу Протасьева, была рассчи тана на круглогодичный цикл работы: зимой, во время замерзания Белого моря и каналов, судоходство должен был полностью вытес нять наземный транспорт (причем не исключалось даже использова ние ледовой поверхности водных путей в качестве дорог)1. На заседании Императорского Общества судоходства 28 января 1914 г. обсуждался еще один способ удешевления строительства ком муникаций на Мурман — за счет продления на север финляндских железных дорог. Длина отрезка дороги, который необходимо было проложить от Соданкюля до Печенги, составляла всего 450 км и была вдвое короче расстояния от Петрозаводска до Колы2.Экономические преимущества этого проекта, впрочем, принижались его стратеги ческими недостатками. Несмотря на то, что Финляндия была частью Российской империи, у некоторых членов общества не возникло уве ренности в правильности обретения Россией стратегического выхода к незамерзающим гаваням Мурмана кружным путем, через террито рию автономии. «Финляндский» проект не был новым, он активно об суждался еще в XIX в. Резкой критике в свое время его подверг быв ший архангельский губернатор Н.М. Баранов:«Русская стратегическая железная дорога, — писал он, — направленная через финляндскую территорию, с поворотом к Мурману у самой шведско-норвежской границы, ни на одну минуту не может вселить в чисто русских людях спокойной уверенности в том, что в момент государственной военной невзгоды эта же самая дорога вместо боевых припасов и подкрепле ний гарнизону будущего Мурманского военного порта и опирающе 1 См.: Протасьев Н.В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей). — Петрозаводск, 1910. 2 Русское судоходство. — 1914. — № 4. — С.1-4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz