Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
144 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Серьезным осложнением на пути реализации этого проекта становилась его дороговизна, которая признавалась как его сторон никами, так и противниками. Горячий защитник идеи строительства Мурманской дороги Н.А. Шавров, представлявший Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству, по этому поводу писал, что «сооружение такой длинной линии, по местности мало заселенной и богатой лишь лесом, озерами, болотами и неиссле дованными минеральными сокровищами, представляется предприя тием маловыгодным, не окупающим издержек эксплуатации, а потому предприятием преждевременным с коммерческой точки зрения»1. Критическое осмысление возможных издержек строительства привело к мысли о необходимости поэтапного осуществления про екта. Тот же А.И. Глуховской предложил сначала проложить дорогу до Кеми, обеспечив тем самым надежную связь Санкт-Петербурга с Белым морем, а уже затем, по мере возможности, продолжить строи тельство далее на север2. Определенные надежды на это внушала и успешная прокладка узкоколейной дороги в Архангельск в 1897 г., и начатое позже стро ительство железнодорожной ветки из Петербурга в Петрозаводск. В июне 1902 г. Николай II сделал заявление о твердом намерении про должить железную дорогу в будущем на север, завершив тем самым «великий путь России от океана к океану — от Владивостока и Порт- Артура до Архангельска и Мурмана»3. Однако начавшиеся вскоре русско-японская война и первая российская революция самым неблагоприятным образом сказались на железнодорожном строительстве. Казенные расходы на него со кратились более чем втрое4. В этих условиях проект Мурманской железной дороги откла дывался на неопределенный срок. Желая спасти идею, олонецкий гу бернатор Н.В. Протасьев в 1910 г. предложил отказаться от дорогосто- ящего железнодорожного строительства, сочтя возможным связать 1 Шавров Н.А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана//Труды Санкт-Петербургского отделения Императорского общества для содей ствия русскому торговому мореходству. — СПб., 1898. — C.75. 2 Известия Санкт-Петербургской городской думы. — 1894. — Т.113. — № 2. — C.287. 3 Ушаков И.Ф. Избранные произведения. В 3-х т.- Мурманск, 1997. — Т.1. — С.393. 4 Елютин О.Н. «Золотой век» железнодорожного строительства в России и его последствия// Вопросы истории. — 2004. — № 2. — С.53.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz