Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел II •Глава 5 143 Чем дальше, тем более очевидной становилась мысль, что для преодоления замкнутости Мурманского берега, оживления экономи­ ческой жизни края требуется проведение железной дороги. Особая заинтересованность в постройке этого пути обнаруживалась в адми­ нистративных центрах тех губерний, по территории которых он дол­ жен был пройти (прежде всего, Санкт-Петербургской и Олонецкой). Еще 7 февраля 1894 г. в городской управе Санкт-Петербурга рас­ сматривалось заявление гласного А.И. Глуховского, в котором он, преду­ предив об угрозе появления неблагоприятной для Петербурга торговой конъюнктуры из-за строительства новых железнодорожных путей, аль­ тернативных балтийскому направлению (и в частности, Транссибирской магистрали), поставил вопрос о расширении возможностей самого Петербурга за счет строительства от берегов Невы новых транспортных коридоров — железных дорог на Урал (для присоединения кТранссибу) и на Север. Среди разных проектов железнодорожных линий на Север Глуховской считал наиболее отвечающим интересам Петербурга марш­ рут «через Выборг... на Кемь, Кандалакшу, Колу и далее к какой-либо более удобной незамерзающей гавани», поскольку именно это направ­ ление, по его словам, откроет для Петербурга незамерзающий порт, при­ вяжет к нему побережье Белого моря и Ледовитого океана и, вообще, все природные богатства отдаленного Севера. Тем самым, в отличие от Дальнего Востока, Север рассматривался им как экономически сла­ бый и несамодостаточный регион, развитие которого, будучи возмож­ ным только на основаниях этакого придаточного механизма, не прине­ сет экономическому благополучию Петербурга ничего, кроме пользы. Правда, при этом Глуховской сообщал и о тех экономических выгодах, которые мог получить сам Север благодаря своей связи с Петербургом. Особенно им было подчеркнуто стратегическое значение дороги в связи с перспективами устройства на Мурмане военного порта1. После того, как проект Глуховского поддержала Санкт- Петербургская городская дума, учредив особую комиссию «по делу о соединении железнодорожным путем Петербурга с Мурманом», содей­ ствие ей в этом стало оказывать Олонецкое земство, также заинтересо­ ванное в извлечении выгод от строительства Мурманского пути2. 1 Известия Санкт-Петербургской городской думы. — 1894. — Т.113. — № 2. — С.281- 287. 2 Записка к вопросу о проведении железной дороги С.-Петербург-Петрозаводск-Кемь (НАРК. НСБ. № 2389).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz