Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

142 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории края сосредоточена исключительно на Мурманском побережье; од­ нако уездный центр Кола удален от берега. Министр полагал не­ обходимым не только перенести административное управление в Екатерининскую гавань, но и основать там «коммерческий порт». С.Ю. Витте не поднимал вновь вопроса о строительстве на Мурмане во­ енного порта и проведении сюда железной дороги, однако недвус­ мысленно заметил, что «выгодные условия Мурмана не только имеют значение в торговом отношении, но могут иметь значение и в отно­ шении стратегическом»1. Нужно полагать, что таким образом С.Ю. Витте пытался реанимировать свой погибающий проект и хоть как-то противостоять «либавским» оппонентам. Хитрый замысел, по-видимому, сработал: Николай II уже в 1896 г. согласился выделить 150 тыс. руб. на проведение изыскательских ра­ бот в Екатерининской гавани2, а 16 февраля 1898 г. он принял реше­ ние о переводе уездного центра из Колы в Екатерининскую гавань с выделением на эти цели 250 тыс. рублей3. 7 июня 1899 г. император утвердил мнение Государственного Совета о присвоении новому го­ роду и порту в Екатерининской гавани в память об Александре III на­ звания «Александровск»4. Новому городу, вопреки ожиданиям властей, не довелось пре­ вратиться в развитый «коммерческий порт». По численности населе­ ния Александровск (1914 г.— 600 чел.) быстро догнал старый админи­ стративный центр Колу, но так и не смог значительно превзойти ее. Изолированный, оторванный от России город представлялся совре­ менникам этакой «колонией чиновников», «каким-то своеобразным аракчеевским поселением». «Город, в котором некому и не для чего жить, — делился впечатлениями побывавший в Александровске ар­ хеолог С. Дурылин. — Огромные сараи построены у пристани для то­ варов, которых никто не привезет; удобная пристань, к которой при­ стают лишь пароходы, получающие на то казенную субсидию. Город, из которого легко уехать в Норвегию, но восемь месяцев в году нель­ зя добраться до России.»5 1 Российский государственный исторический архив (РГИА).— Ф.560.— Оп.38. — Д.175.— Лл.87- 93об. 2 ПСЗРИ. Собрание третье. — T.XVI. — № 12728. 3 ПСЗРИ. Собрание третье. — Т.ХVI11. — № 15042. 4 ПСЗРИ. Собрание третье. — T.XIX.- № 17123. 5 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. — C.17.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz