Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

140 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории театров в силу своей замерзаемости. С.Ю. Витте подверг жесткой кри­ тике сторонников строительства главного военного порта в Либаве. Прежде всего, потому, что Балтийское море закрытое, и в силу «бли­ зости Либавского военного порта от сухопутной границы Германии... Либава может явиться таким же объектом военных операций, как и Севастополь». Ну и кроме того, министр финансов не мог не обратить внимание на дороговизну Либавского проекта: здесь требовались за­ траты на возведение молов и на землечерпание, на устройство бас­ сейнов и каналов «в достаточном удалении от берега моря». Несовершенство Либавы показаны С.Ю. Витте на фоне преи­ муществ бухт Мурманского побережья, откуда в течение целого года «имеется свободный выход во все моря земного шара». Мурманские бухты, как и либавская, не замерзают зимой и не сильно уступают ей даже в отношении близости к стратегическим регионам Европы: 3-4 дня морского перехода до берегов Великобритании и 6-7 дней — до Средиземного моря. Из всех мурманских бухт С.Ю. Витте особенно выделял Екатери­ нинскую гавань в Кольском заливе, где он и полагал необходимым строить военный порт. Он считал эту бухту лучше севастопольской1 и тем более дальневосточных, расположенных в крайнем удалении от Европы. Но особенно, по мысли министра, проигрывала ей Либава: более глубоководная Екатерининская гавань не требовала таких же дорогостоящих портостроительных работ, представляя собой «при­ родный готовый бассейн»2. С.Ю. Витте сложил представление об этой гавани не с чужих слов. По воспоминаниям его спутника в поездке по Северу журнали­ ста Е. Львова (Кочетова), Сергей Юльевич — «замечательный ходок по горам»: высадившись на берег Екатерининской гавани, министр «под­ нялся на почти отвесные бездорожные высоты, усеянные выступами, болотами, торфяными тундрами, ручьями, впадинами, изобилующи­ ми подъемами и головоломными скользкими скатами»3. С.Ю. Витте прекрасно представлял слабую обжитость этой тер- ритории, считая, что «сооружение военного порта на Мурмане, ко- 1 С.Ю. Витте мотивировал это тем, что Екатерининская гавань несколько больше Южной бух­ ты Севастополя, глубже врезана в материк и окружена горами, что защищает ее от ударов с моря. (Либава или Мурман... C.35.) 2 Либава или Мурман. — С.36. 3 Львов Е. По студеному морю. — М., 1895. С. 106.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz