Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

138 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории региональных интересов, олонецкие деятели не только проявляли ин­ терес к перспективе отделения Лапландии от Архангельской губер­ нии, но и высказывали вполне конкретные предложения о включении Кольского Севера в состав Олонецкой губернии1. В 1880-е гг. оформляется мысль о строительстве сухопутной до­ роги от Петрозаводска до Колы2. Одновременно с этим начинает выстраиваться точка зрения, со­ гласно которой Мурманский берег представляет собой идеальное ме­ сто для стоянки военных судов, крейсирующих вдоль Мурманского побережья. Одним из первых это предложение высказал генерал- адъютант Н.К. Посьет, в 1870 г.сопровождавший великого князя Алексея Александровича в поездке по Северу3.На эту же идею работало и поя­ вившееся как раз в тот период в науке обоснование незамерзаемости юго-западной части Баренцева моря, что устраняло все существовав­ шие сомнения о самой возможности существования этого феномена4. В 1887 г. мысль о военно-морском значении побережья Барен­ цева моря повторил морской офицер А.Е. Конкевич, привлечен­ ный к изыскательским работам на Севере олонецким губернато­ ром Г.Г. Григорьевым5. Получив от Конкевича сведения, 27 февраля 1888 г. Григорьев подал в морское министерство записку, в которой «устройство военного порта, или на первое время укрепленной угольной станции для наших крейсеров», на Мурмане (точнее, в Мотовском заливе) назвал «одною из величайших государственных надобностей»6. В 1880-е гг. в военно-морских кругах происходила большая дискуссия, касавшаяся проблемы выбора места для главной базы 1 Беседы о Севере России... — С.277-279. 2 Козлов М. Несколько слов означении Мурманского берега//Морской сборник. — 1883. — № 9. — Т.198. — С.26. 3 Рапорт генерал-адъютанта вице-адмирала Посьета, его императорскому высочеству генерал-адмиралу//Морской сборник. — 1871. — № 2. — Т.112. — С.28. 4 Миддендорф А.Ф. Гольфстрим на востоке от Нордкапа//Записки Академии Наук. — 1871. — т.19. Кн.1. — С.73-101. 5 Спустя 20 лет, 23 января 1917 г., Высочайшим повелением заслуги А.Е. Конкевича были от­ мечены присвоением ему титула «Мурманский» (Зонин C.A. Под псевдонимом Беломор // Гангут.- СПб., 1998. — Вып. 15. — С. 102). 6 А.К. Военный порт на Мурмане//Русский вестник. — 1889. — Декабрь. — T.205. — C.82-83; Национальный архив Республики Карелия (HАРК). — Ф.769. — Оп.1.— Св.1.— Д. 27. — Л.1-11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz