Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел II •Глава 5 135 границами новой области стали: с запада — рубежи с Финляндией и Норвегией, с востока — побережье Белого моря, а с юга — граница Олонецкой губернии. Белое море тем самым становилось разграни чительным водоразделом «Лапландской области» от остальной части Архангельской губернии. В будущем В.Л. Долинский полагал необхо димым поставить вопрос о пересмотре российско-норвежской гра ницы с целью возвращения той части земли, которая была отдана при разграничении 1826 г.1 В качестве стимула экономической колонизации Мурманского берега, его заселения докладчик называл раздачу поселенцам участ ков земли в собственность, а главным инструментом содействия пе реноса торговой активности к Мурману — установление в этом райо не льготного таможенного режима порто-франко2. Доклад В.Л. Долинского вызвал неоднозначную реакцию в ВЭО. Среди противников озвученного проекта были, например, те, кто отвергая его с порога, не принимал никаких рациональных до казательств. Наиболее консервативной выглядела позиция архан гельского вице-губернатора А.Я. Сафронова, который, дискутируя с В.Л. Долинским, в частности, говорил: «...Каким образом мы заклю чим контракт с природою, чтобы почва, которая там климатическими условиями осуждена на бездействие, сделалась бы лучше, или что бы климат изменился, чтобы зима сделалась короче, морозы легче и, наконец, чтобы там возможно было водворить какой-нибудь живой элемент?.. Но кто же пойдет на Север, в челюсти полюса?»3 Говоря о природно-географической ущербности Мурмана, А.Я. Сафронов поль зовался абстрактными представлениями о Заполярье, утверждая, на пример, что заливы Мурманского берега замерзают, за что был под вергнут критике4. Но были среди оппонентов В.Л. Долинского и те, кто приводил серьезные аргументы. Полковник Генерального штаба Д.И. Романов, например, не принимая идеи строительства шоссе от Кандалакши до Колы, спрашивая: «Зачем, какие причины заставят товары идти из Онежского канала в Белое море и оттуда в Колу сухопутным сообще 1 Там же. — С. 223-225, 259. 2 Там же. — С. 283, 309-310. 3 Там же. — С.286. 4 Там же. — С.287-288.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz