Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел II •Глава 5 135 границами новой области стали: с запада — рубежи с Финляндией и Норвегией, с востока — побережье Белого моря, а с юга — граница Олонецкой губернии. Белое море тем самым становилось разграни­ чительным водоразделом «Лапландской области» от остальной части Архангельской губернии. В будущем В.Л. Долинский полагал необхо­ димым поставить вопрос о пересмотре российско-норвежской гра­ ницы с целью возвращения той части земли, которая была отдана при разграничении 1826 г.1 В качестве стимула экономической колонизации Мурманского берега, его заселения докладчик называл раздачу поселенцам участ­ ков земли в собственность, а главным инструментом содействия пе­ реноса торговой активности к Мурману — установление в этом райо­ не льготного таможенного режима порто-франко2. Доклад В.Л. Долинского вызвал неоднозначную реакцию в ВЭО. Среди противников озвученного проекта были, например, те, кто отвергая его с порога, не принимал никаких рациональных до­ казательств. Наиболее консервативной выглядела позиция архан­ гельского вице-губернатора А.Я. Сафронова, который, дискутируя с В.Л. Долинским, в частности, говорил: «...Каким образом мы заклю­ чим контракт с природою, чтобы почва, которая там климатическими условиями осуждена на бездействие, сделалась бы лучше, или что­ бы климат изменился, чтобы зима сделалась короче, морозы легче и, наконец, чтобы там возможно было водворить какой-нибудь живой элемент?.. Но кто же пойдет на Север, в челюсти полюса?»3 Говоря о природно-географической ущербности Мурмана, А.Я. Сафронов поль­ зовался абстрактными представлениями о Заполярье, утверждая, на­ пример, что заливы Мурманского берега замерзают, за что был под­ вергнут критике4. Но были среди оппонентов В.Л. Долинского и те, кто приводил серьезные аргументы. Полковник Генерального штаба Д.И. Романов, например, не принимая идеи строительства шоссе от Кандалакши до Колы, спрашивая: «Зачем, какие причины заставят товары идти из Онежского канала в Белое море и оттуда в Колу сухопутным сообще­ 1 Там же. — С. 223-225, 259. 2 Там же. — С. 283, 309-310. 3 Там же. — С.286. 4 Там же. — С.287-288.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz