Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

104 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории деятельности и на этом основании переложить все связанные с ним расходы на Министерство финансов1. Однако, в дальнейшем, после­ довательная реализация принципов военно-морской доктрины не­ вольно способствовала пересмотру позиций, позволив Морскому ми­ нистерству начиная с 1893 г. ежегодно направлять к берегам Мурмана по одному, более совершенному в техническом отношении, крейсеру с Балтики, отказавшись при этом от базирования устаревших воен­ ных кораблей в Белом море. Охранное крейсерство на Севере, став средством демонстра­ ции силы военно-морского флага России, было призвано актуализи­ ровать линию морской государственной границы и тем самым обе­ спечить защиту российских интересов в этих удаленных от центра районах. Его становлению в немалой степени способствовали ар­ хангельские губернаторы Н.Н. Качалов и Н.Д. Голицын, обращавшие внимание центра на необходимость усиления защиты российских территориальных вод на Крайнем Севере2. В борьбе с нарушителя­ ми пограничного режима завязывались контакты и устанавливалось взаимодействие между военными моряками и представителями местной администрации. Так, например, 27 мая 1893 г. у побережья Мурмана были задержаны 6 норвежских яхт, незаконно занимавшие­ ся боем морского зверя. Под конвоем крейсера «Наездник» наруши­ тели были препровождены в Екатерининскую гавань. На основании приговора мирового суда, уездный исправник В.И. Смирнов конфи­ сковал у норвежцев продукты тюленьего промысла и наложил штраф в размере 10 руб. с каждого судна-нарушителя, после чего норвеж­ ские зверобои были отпущены на родину3. С 1897 и до 1914 г. для проведения крейсерских операций на Север с Балтики ежегодно направлялся специально построенный для этих целей военный транспорт «Бакан»4. 1 ГААО. — Ф.1. — Оп.8. Т.1. — Д.1626. — Л.125. 2 Особенно этому помог Н.Н. Качалов, который в 1870 г.сопровождал в поездке по Северу ве­ ликого князя Алексея Александровича, впоследствии вставшего у руля военно-морской ре­ формы. (ГААО. — Ф.1. — Оп.8. — Т.1. — Д.1278. — Лл.65-66; Попов г.П.,Давыдов Р.А. Мурман: Очерки истории края XIX — начала XX в. — Екатеринбург, 1999. — С.99-100, 106-107.) 3 ГААО. — Ф.1. — Оп.8. T.1. — Д.2049. — Лл.4-28. 4 Построенный в 1896 г. военный транспорт «Бакан» был назван по аналогии со старой архан­ гельской шхуной, начинавшей крейсерские рейды на Севере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz