Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел II •Глава 3 103 коньеров задержанию «в наших водах» и передаче в распоряжение береговых судебных или полицейских властей для привлечения их к ответственности1. В современной историографии сформулирована точка зрения, согласно которой «каких-либо конкретных поводов для учреждения охранного крейсерства в начале 1880-х гг. не существовало»2. Вместе с тем представляется, что становление крейсерства в какой-то сте­ пени было связано с наиболее общими планами, обсуждавшимися в 1881 г. на Особом совещании по развитию флота под председатель­ ством великого князя Алексея Александровича. При его участии бы­ ла намечена военно-морская доктрина, в соответствии с которой российский военный флот, после своей технической модернизации и перевооружения, должен был начать действовать за пределами Балтийского и Черного морей, в океане. В качестве главного опреде­ лялся Балтийский флот, в задачу которого входила активная оборона Балтийского моря, «не допускающая блокады и готовая воспользо­ ваться всяким удобным случаем, чтобы перейти в наступление»3. Это давало основание рассматривать морское пространство у северного побережья России если не в качестве места постоянного базирования военного флота, то, по крайней мере, как его операци­ онную зону. Есть основания предположить, что эти замыслы могли появиться у великого князя Алексея Александровича еще в 1870 г., во время его поездки на Кольский Север, когда обсуждалась возмож­ ность строительства на Мурманском побережье стоянки для военных крейсеров4. Охранные крейсерские рейсы, совершавшиеся в 1881-1882 гг.бе­ ломорскими шхунами «Полярная звезда» и «Бакан», были первым опы­ том целенаправленного поддержания военно-морского присутствия у побережья Мурмана. Тогда в Морском министерстве еще не были уверены в его необходимости с военной точки зрения, старались свя­ зать охранное крейсерство с обеспечением торгово-коммерческой 1 Там же. — Лл.136-139. 2 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере... — С.199. 3 Доценко В.Д., Доценко А.А., Миронов В.Ф. Военно-морская стратегия России. — М., 2005. — С.107. 4 Рапорт генерал-адъютанта вице-адмирала Посьета, его императорскому высочеству генерал-адмиралу//Морской сборник. — 1871. — № 2. — Т.112. — С.28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz