Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
102 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории идентичность представляла собой не абстрактный образ, а уже ре ально существующую данность. В связи с этим неслучайным кажется, что наиболее раннее упоминание топонима «Кольский полуостров» относится к XIX в.1 Восстановление Кольского уезда по времени совпало с потреб ностями центра усилить контроль за промыслами, который ослож нялся бездорожьем, отсутствием инфраструктуры и засильем нор вежского браконьерства в русских водах. На средства правительства был построен административный пароход «Мурман», предназначав шийся для разъездов кольской администрации по побережью2. Почти параллельно с этим на Севере была введена практика сезонного военно-морского патрулирования. В 1881 г. впервые для охраны морских ресурсов к берегам Мурмана вышла архангельская морская шхуна «Полярная звезда». На следующий год такой же рейс совершила шхуна «Бакан». Исследователи этого вопроса Г.П. Попов и Р.А. Давыдов озадаченно пишут: «нам не удалось найти никаких инструкций Морского министерства, которым должен был следо вать командир крейсера, своей властью водворяя законность, поря док и защищая русские интересы на всем протяжении Мурманского побережья»3. Вместе с тем, в Государственном архиве Архангельской области хранится документ, согласно которому 12 июня 1881 г. МВД предложило архангельскому губернатору разработать инструкцию для командира шхуны, взяв за основу инструктивные указания, раз работанные в правительстве для охранного крейсерства на Дальнем Востоке еще в 1874 г.4 Впрочем, как бы центр ни настаивал на унифи кации, заимствования не получилось: по сравнению с дальневосточ ной инструкцией, северная оказалась гораздо более жесткой. Тогда как на Дальнем Востоке, согласно документу, российский крейсер обязан был «обходиться с иностранцами ласково», не задерживая на рушителей, предлагать им удалиться из российских территориаль- ных вод,5 на Севере инструкция разрешала подвергать судно бра- 1 Шаскольский И.П. О первоначальном названии Кольского полуострова // Известия Всесоюзного географического общества.- Л., 1952. — Т. 84. Вып. 2. — С.201. 2 ПСЗРИ. Собрание третье. — T.V. — № 3412. 3 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX — начале XX в. — Екатеринбург-Архангельск, 2003. — Кн. 1. — C.199. 4 ГААО. — Ф.1.- Оп.8. Т.1. — Д.1626. — Л.122. 5 Там же. — Лл.127-131.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz