Фёдоров П.В. Романов-на-Мурмане в правительственных документах Российской империи.
было сделано: А. Ф. Трепов стал его председателем1. Он же 14 января 1917 г. был утвержден «попечителем по устройству поселка Романова- на-Мурмане», сменив на этой должности графа М. Е. Нирода2. 3 февраля 1917 г. уже в новом качестве А. Ф. Трепов пишет доклад императору, в котором ходатайствует о разрешении зарезервировать 280 десятин земли площади Романова-на-Мурмане для отвода под посе ленческие участки. Эта мера, по мысли Александра Федоровича, должна была предотвратить раздел территории по ведомственному принципу и способствовать формированию на ней полноценного городского посе ления3. В частности, А. Ф. Трепов выступал против расширения в Романове- на-Мурмане военно-морской базы, ответив морскому министру И. К. Гри горовичу 15 февраля 1917 г., что «осуществление отвода для морского ведомства в намеченных последним пределах крайне стеснило бы есте ственное развитие будущего городского поселения»4. Таким образом, стратегическая рефлексия к Кольскому Северу в пос ледние месяцы существования империи не только определялась сию минутными потребностями военного времени, но и все больше начинала связываться с долгосрочной экономической перспективой. И хотя в реальности недостаток времени не позволил правительству завершить свои колонизационные планы, в целом можно согласиться с точкой зрения, согласно которой основание Романова-на-Мурмане яви лось «завершающим актом официально объявленной царским правитель ством России в 1860 г. колонизации края»5. Интерес к перспективам экономического развития Кольского Севера сохранился в высшем эшелоне власти России и после падения монар хии. Хотя 27 марта 1917 г. А. Ф. Трепов был освобожден от должности попечителя Романова-на-Мурмане, сам институт попечительства был ' РГИА. - Ф. 274. - Оп. 2. - Д. 747. - Л. 151-153; Д. 1008. - Л. ИЗ. 2 Там же. - Д. 1008. - Л. 111. 3 В тот же день император утвердил этот доклад (РГИА. - Ф. 274. - Оп. 2. - Д. 1008. - Л. 111, 113). 4 Взаимоотношения меж ду А. Ф. Треповым и морским министром И. К. Григорови чем осложнились еще в октябре 1916 г., во время их совместного пребывания в Рома- нове-на-Мурмане, после того как последний отказался подписать телеграмму царю об окончании строительства железной дороги в связи с недостаточным качеством ее тех нического состояния (Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра. Годы 1916-й и 1917-й // Вопросы истории естествознания и техники. - 1991. - № 3. - С. 114-116). 5 Попов Г. П., Давыдов Р. А. Мурман: Очерки истории края XIX - начала XX в. - Екате ринбург, 1999.- С . 195. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz