Фёдоров П.В. Романов-на-Мурмане в правительственных документах Российской империи.

тельно, не даст основания рассматривать отношение к нему как к «вре­ мянке». Причем Положение в принципе не исключало благоустройство населенного пункта: оно разрешало попечителю «утверждение планов и фасадов», «принятие общих мер, необходимых для благосостояния по­ селка». Итогом деятельности попечителя должно было стать введение в Романове-на-Мурмане постоянного городского управления1. Мысль о развитии экономического потенциала Севера все больше находила поддержку у других членов правительства. 25 октября 1916 г. министр земледелия граф А. А. Бобринский писал А. Ф. Трепову: «Окон­ чание работ по сооружению Мурманской железной дороги и выдвигае­ мые ее проведением вопросы о мероприятиях, которые могли бы спо­ собствовать развитию производительных сил Русского Севера, делают необходимым энергичную разработку плана скорейшего заселения пере­ секаемого новой магистралью края». А. А. Бобринский считал перспек­ тивным развитие на Севере таких отраслей хозяйства, как луговодство, молочное скотоводство, маслоделие и рыболовство2. В июле 1916 г. министр торговли и промышленности князь В. Н. Ша­ ховской, признавая «выдающееся значение Кольской губы для нашей морской торговли», настаивал на учреждении на Мурмане портового уп­ равления3. 13 февраля 1917г. товарищ министра торговли и промышлен­ ности Н.П. Ланговой поставил в Совете Министров вопрос об отпуске средств на геологические исследования полезных ископаемых вдоль Мурманской железной дороги4. Разные проекты колонизации Севера требовали координации дей­ ствий по их осуществлению. 18 октября 1916 г. после возвращения с це­ ремонии закладки нового города А. Ф. Трепов предложил Николаю II создать «Междуведомственное совещание по развитию Севера»5, что и 1 В беседе с журналистами попечитель Романова-на-Мурмане товарищ министра импе­ раторского двора граф М. Е. Нирод заявил, что правительство намерено соорудить на Мур­ мане город «в соответствии с последним словом западноевропейского городского строи­ тельства» и что «каждый романовский житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры», вследствие чего переселение сюда станет заманчивым даже для людей, привыкших к жизни в больших городах (Ушаков И. Ф. Избр. произведения. - Мур­ манск. 1997. - Т. 1. - С. 602-603). К тому же времени относится и составление первого проекта застройки Романова-на-Мурмане, предусматривавшего в городе 17 проспектов и улиц (Киселев А. А.. Тулин М. А. Улицы Мурманска. - N урманёк! 1991 . С. І2-13). j : РГИА. - Ф. 274. - Оп. 2. - Д. 747. - Л. 147-150. О б я З а Т в Л Ь Н Ы Й ’ Там же. - Ф. 1 2 7 6 .-О п . 12. - Д. 458. - Л. 3-10. 4 Там же. - Ф . 1276. - Оп. 13. - Д. 91. - Л. 3. ОШІЗСТНОМ З К З еМ ІІЛ Я р ' Значение А. Ф. Трепова в глазах императора тогд !Г'"ужі' с і |іем ічсльтто-возрастало! 10 ноября он уже сменил Ь. В. Штюрмера на посту премьер-министра. Правда, пробыл на этом посту А. Ф. Тренов недолго - до 27 декабря 1916 г. (Ерошкин Н. П. История государ­ ственных учреждений дореволюционной России. 17 * 3 ■ 14 М ая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz