Фёдоров П.В. Романов-на-Мурмане в правительственных документах Российской империи.
тельно, не даст основания рассматривать отношение к нему как к «вре мянке». Причем Положение в принципе не исключало благоустройство населенного пункта: оно разрешало попечителю «утверждение планов и фасадов», «принятие общих мер, необходимых для благосостояния по селка». Итогом деятельности попечителя должно было стать введение в Романове-на-Мурмане постоянного городского управления1. Мысль о развитии экономического потенциала Севера все больше находила поддержку у других членов правительства. 25 октября 1916 г. министр земледелия граф А. А. Бобринский писал А. Ф. Трепову: «Окон чание работ по сооружению Мурманской железной дороги и выдвигае мые ее проведением вопросы о мероприятиях, которые могли бы спо собствовать развитию производительных сил Русского Севера, делают необходимым энергичную разработку плана скорейшего заселения пере секаемого новой магистралью края». А. А. Бобринский считал перспек тивным развитие на Севере таких отраслей хозяйства, как луговодство, молочное скотоводство, маслоделие и рыболовство2. В июле 1916 г. министр торговли и промышленности князь В. Н. Ша ховской, признавая «выдающееся значение Кольской губы для нашей морской торговли», настаивал на учреждении на Мурмане портового уп равления3. 13 февраля 1917г. товарищ министра торговли и промышлен ности Н.П. Ланговой поставил в Совете Министров вопрос об отпуске средств на геологические исследования полезных ископаемых вдоль Мурманской железной дороги4. Разные проекты колонизации Севера требовали координации дей ствий по их осуществлению. 18 октября 1916 г. после возвращения с це ремонии закладки нового города А. Ф. Трепов предложил Николаю II создать «Междуведомственное совещание по развитию Севера»5, что и 1 В беседе с журналистами попечитель Романова-на-Мурмане товарищ министра импе раторского двора граф М. Е. Нирод заявил, что правительство намерено соорудить на Мур мане город «в соответствии с последним словом западноевропейского городского строи тельства» и что «каждый романовский житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры», вследствие чего переселение сюда станет заманчивым даже для людей, привыкших к жизни в больших городах (Ушаков И. Ф. Избр. произведения. - Мур манск. 1997. - Т. 1. - С. 602-603). К тому же времени относится и составление первого проекта застройки Романова-на-Мурмане, предусматривавшего в городе 17 проспектов и улиц (Киселев А. А.. Тулин М. А. Улицы Мурманска. - N урманёк! 1991 . С. І2-13). j : РГИА. - Ф. 274. - Оп. 2. - Д. 747. - Л. 147-150. О б я З а Т в Л Ь Н Ы Й ’ Там же. - Ф. 1 2 7 6 .-О п . 12. - Д. 458. - Л. 3-10. 4 Там же. - Ф . 1276. - Оп. 13. - Д. 91. - Л. 3. ОШІЗСТНОМ З К З еМ ІІЛ Я р ' Значение А. Ф. Трепова в глазах императора тогд !Г'"ужі' с і |іем ічсльтто-возрастало! 10 ноября он уже сменил Ь. В. Штюрмера на посту премьер-министра. Правда, пробыл на этом посту А. Ф. Тренов недолго - до 27 декабря 1916 г. (Ерошкин Н. П. История государ ственных учреждений дореволюционной России. 17 * 3 ■ 14 М ая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz