Фёдоров П.В. Романов-на-Мурмане в правительственных документах Российской империи.

Правда, усиление правительственного внимания к Северу, ускорен­ ное войной, а затем прерванное революцией, не вполне проясненным оставляет вопрос: был ли этот процесс исключительно искусственным, вынужденным или он все-таки выражал глубинные, долгосрочные по­ требности развивающейся системы стратегических интересов империи, был своего рода продолжением уже не раз поступавших инициатив? В книге историка архитектуры И. А. Неруша встречается утвержде­ ние о том, что заложенный на берегу незамерзающего Кольского залива новый город-порт Романов-на-Мурмане «создавался только лишь на вре­ мя военных действий» и являлся по существу «городом-времянкой», по­ скольку «никакие работы по благоустройству города планом предусмот­ рены не были»1. Трудно себе представить, что незамерзающий город-порт, служащий свободным выходом в океан и носящий в своем имени фамилию цар­ ствующего императора, задумывался как населенный пункт-времянка. Стратегическое значение нового города легко заметили современники. Тибетский врач и приближенный Николая II П.А. Бадмаев писал импера­ тору в феврале 1917 г. о том, что «порт Романов должен сыграть миро­ вую роль для нашего отечества — большую, чем берега Финского и Риж­ ского заливов, Немецкого моря и даже Черного моря и Дарданелл. Порт Романов будет не только конечным портом для всей России с Туркеста­ ном и ближайшими частями азиатского материка, но даже конечной точ­ кой для всего азиатского Востока, Индии, Индокитая, Тибета, Китая, Маньчжурии, Монголии и Японии»2. Показательно также и то, что Мур­ манскую железную дорогу, заменившую для России запертые средизем­ номорские проливы, на Западе прозвали «Вторыми Дарданеллами»3. Но самым существенным является, пожалуй, то, что в Российском государственном историческом архиве (РГИА) удалось обнаружить до­ кументы, которые прямо свидетельствуют о долгосрочных конструктив­ ных намерениях правительства Российской империи в отношении Рома- нова-на-Мурмане. Горячим сторонником идеи создания здесь полноценного портового города стал министр путей сообщения Александр Федорович Трепов. В РГИА сохранилось несколько его «Всеподданнейших докладов» Ни­ колаю II на эту тему. 1Неруш И. А. Города Кольского Севера: Очерк истории строительства и формирования городов на Кольском полуострове. - Мурманск, 1978. - С. 20. 2 Бадмаев II. А. За кулисами царизма: Воспоминания. Мемуары. - Минск; М., 2001. - С. 50-52. ’ Арнольдов А. М. Вторые Дарданеллы: Мурманский выход в Европу. - Пг., 1922. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz