Фёдоров П.В. Романов-на-Мурмане в правительственных документах Российской империи.
нов1. Вполне осознанно этот проект отстаивал и С. Ю. Витте2, результа том чего было основание в 1899 г. на берегу Екатерининской гавани Коль ского залива «коммерческого порта» Александровска, развитие которо го, правда, заметно ограничивало отсутствие надежных коммуникаций, связывающих его с центром России. Отсутствие железной дороги на Мурман можно объяснить тем, что госу дарственные приоритеты России до 1914 г. находились вдали от Севера. Колонизационные мероприятия правительства в этом крае в течение полу века проводились на крайне ограниченной финансовой и ресурсной базе. И, как следствие, Заполярье заселялось и осваивалось весьма медленно. Исходя из того что система стратегических приоритетов империи обусловливалась прежде всего обеспечением военной безопасности и гораздо значимей для государства оказывались не столько экономические, сколько военно-стратегические преимущества региона, большую отдачу мог иметь военно-морской проект С. Ю. Витте, в котором он еще в конце XIX в. указал на исключительное военно-стратегическое положение Коль ского Севера с точки зрения наличия здесь свободного выхода в океан. Существовавшую в России систему базирования флота С. Ю. Витте счи тал несовершенной в виду фактически замкнутых, соединенных с океа ном лишь узкими проливами, Балтийского и Черноморского морей. Ведь в случае войны эти проливы могли быть легко заблокированы противни ком, следствием чего для России становилась потеря важнейших мор ских коммуникаций и парализация флота. Опираясь на печальный опыт Крымской войны, когда основные морские выходы России в Европу были заперты неприятелем (включая и Белое море), министр полагал наибо лее целесообразным размещение главной военно-морской базы в неза мерзающей бухте Мурманского побережья Баренцева моря, имеющей открытый и круглогодичный выход в океан3. Но, несмотря на логичность и очевидную правоту рассуждений С. Ю. Витте, его проект начал осуществляться лишь через 20 лет. Образ дикого, непригодного для жизни человека Заполярья заметно мешал про никновению сюда государства. За эти два десятилетия Россия потерей флота познала всю бесперспективность дальневосточной стратегии, а спустя десятилетие пострадала от повторения реальной блокады Балтий ского и Черного морей, произошедшей, как о том и предупреждал С. Ю. Витте, с началом Первой мировой войны. 1 Государственный архив Архангельской области. - Ф. 1. - Оп. 8. - Т. 1. - Д. 1626. - Л. 123 -124; Сиденснер А. К. Описание Мурманского побережья. - СПб., 1909. 2 Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 560. - Оп. 38. - Д. 175. - Л. 87-93. ' Витте С. Ю. Из истории вопроса об устройстве военного порта на Мурмане // Про шлое и настоящее. - Л., 1924. - Вып. 1. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz