Фёдоров П.В. Россия и мировой океан: выбор направления движения. Национальная морская политика и экономическая деятельность в Арктике. 2006, c.13-14.

создание сети приема многоканальной спутниковой информации, включая радиолокационные снимки и снимки высокого разрешения; совершенствование технологии обработки и анализа информации, подготовки прогнозов и рекомендаций; - совершенствование технологии передачи больших объемов информации на объекты в море. П.В. Федоров (МГПУ, г.Мурманск) РОССИЯ И МИРОВОЙ ОКЕАН: ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ Настойчивое стремление правителей допетровской Руси укрепиться на берегах Балтики, занять доминирующее положение в Балтийском регионе совершенно естественно как с точки зрения установившихся традиций (функционирование пути «из варяг в греки»), так и логики территориального роста государства в ХѴ-ХѴІ вв. Желание проникнуть на берега Балтики противоречило, однако, интересам Русского Севера, где был открыт и действовал собственный путь на Запад. Военные успехи Петра I, позволившие России укрепиться на берегах Балтики, лишили Север монопольного права считаться «главными морскими воротами» России и со временем, вследствие искусственно проведенной переориентации грузопотока с Севера на Санкт-Петербург, привели к упадку этого богатого края. Еще накануне Северной войны выявилось стремление царя использовать Русский Север в фарватере балтийской политики. Петр I начинает рассматривать Север в качестве некоего тыла Балтики: небезосновательно ожидая ударов со стороны Швеции, царь возводит Новодвинскую крепость близ Архангельска и перестраивает острог в Коле; по «осударевой дороге», от Белого моря до Онежского озера, волоком, перевозит построенные в Архангельске два военных фрегата, которые впоследствии примут участие в Северной войне. Использование стратегического ресурса Европейского Севера в решении «балтийского вопроса», впрочем, началось еще задолго до Петра I. Московские правители, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Михаилом Федоровичем, активно использовали в балтийской политике так называемую «лапландскую проблему», вызванную неопределенным статусом земель, на которых проживали саамы. Симптоматично, что меры к укреплению своих северных и заполярных рубежей предпринимались правительством лишь в периоды усиления угрозы безопасности России в Балтийском регионе, тогда как Север с давних времен являлся самостоятельным объектом международных притязаний и даже разорений. Завоевав входы в Балтийское и Черное моря, Россия, однако, не получила выходов из них в Океан. Попытки установить контроль в районе средиземноморских проливов оканчиваются неудачно. Слабость России толкает ее на Тихий океан и далее, в Порт-Артур. Печальную точку в дальневосточной стратегии Российской империи ставит Цусима. Блокирование Балтийского и Черного морей противником в период Первой мировой войны выявляет принципиально иную роль Русского Севера для государства. Несмотря на трудные природно-географические условия, некоторую отдаленность от центра страны, что формировало неблагоприятный в целом образ о Севере, имеющийся здесь единственный свободный (минуя проливы) и незамерзающий благодаря Гольфстриму выход в Мировой океан придавал Северному региону вполне самостоятельное стратегическое значение. Об этом неизбежном повороте на Север еще в конце XIX века предупреждал С.Ю. Витте, предлагавший построить главную военно-морскую базу на Мурмане (вместо Либавы). Русский Север, в течение двух столетий развивавшийся в русле балтийской политики, ныне получает сильный импульс к своему развитию: в 1915-1916 гг. прокладывается железная дорога на Кольский полуостров, где на берегу незамерзающего залива был основан новый порт Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск). Примечательно, что западные газеты окрестили эту дорогу «Вторыми Дарданеллами», что само по себе не исключало мысли о сопоставимости северного театра с южным и поэтому его автономности по отношению к балтийскому. Впоследствии, в советский период, стратегический статус Русского Севера еще более повышается, в особенности со строительством Беломоро-Балтийского водного пути (1933 г.), призванного обеспечивать безопасность Балтийского флота на случай блокады моря с запада. Тем самым, уже зримо обнаруживалась зависимость российской Балтики от Севера. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz