Фёдоров, П. В. Мурманская область в послевоенном СССР (1945-1990) / П. В. Фёдоров ; под. ред. М. И. Сухарева ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПИ, 1997. - 80 с.

тие видные ученые и конструкторы нашей страны : В. Н. П ере­ гудов, А . П . Александров, Н. А . Доллеж аль и другие. Факт. В 1962 г. атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», покинув мурманскую военно-морскую базу З а п а д ­ ная Лица, за семь дней достигла подо льдом Северного по­ люса, где всплыла на поверхность. З а успешный поход трем подводникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако первой на полюсе побывала не советская, а амери­ канская атомная подводная лодка «Наутилус» еще в 1958 г. Точка зрения. Чем же объяснить, на первый взгляд, бес­ смысленное покорение Северного полюса американской, а з а ­ тем и советской подлодками? Л. М. Жильцов в книге «Атом­ ная подводная эпопея» пишет, что в США «при подготовке к новой мировой войне главная ставка делалась на атомные подводные лодки, вооруженные ядерными ракетами, Север­ ный Ледовитый океан объявлялся «новым потенциальным океанским театром военных действий». Советский Сою з использовал атом и в мирных целях. В 1959 г. на Адмиралтейском заводе в Ленинграде был по­ строен первый в мире атомный ледокол «Ленин». Это граж ­ данское судно , сделанное по последнему слову техники, с та ­ ло гордостью советского кораблестроения. Н. С . Хрущев выразил надежду, что атомный ледокол «Ленин» будет «про­ кладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их со ­ вершить поворот от соревнования государств в гонке воору­ жения к соревнованию в использовании атомной энергии на благо человека». А томоход «Ленин» сразу привлек внимание мировой об ­ щественности. Во время ходовых испытаний на его борту по­ бывал Генеральный секретарь Французской Коммунистиче­ ской партии Морис Торез. Весной 1960 г. атомный ледокол на­ правился из Ленинграда в порт приписки — Мурманск. Воспоминания. Тогдашний дублер капитана Б. М. Соко­ лов рассказывает: «Появление атомного ледокола в между­ народных водах вызвало огромный интерес. Едва мы вошли в Датские проливы, к нам сразу же пристроился датский воен­ ный корабль, который «эскортировал» нас до выхода в Север­ ное море. Почти беспрерывно сопровождали и с воздуха — то шведский вертолет, то датские и норвежские самолеты, то американские. Летающие лодки с опознавательными знаками США сопровождали нас до самой северной оконечности Но р ­ вегии — мыса Нордкап». 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz