Фёдоров, П. В. Мурманская область в послевоенном СССР (1945-1990) / П. В. Фёдоров ; под. ред. М. И. Сухарева ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПИ, 1997. - 80 с.
тие видные ученые и конструкторы нашей страны : В. Н. П ере гудов, А . П . Александров, Н. А . Доллеж аль и другие. Факт. В 1962 г. атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», покинув мурманскую военно-морскую базу З а п а д ная Лица, за семь дней достигла подо льдом Северного по люса, где всплыла на поверхность. З а успешный поход трем подводникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако первой на полюсе побывала не советская, а амери канская атомная подводная лодка «Наутилус» еще в 1958 г. Точка зрения. Чем же объяснить, на первый взгляд, бес смысленное покорение Северного полюса американской, а з а тем и советской подлодками? Л. М. Жильцов в книге «Атом ная подводная эпопея» пишет, что в США «при подготовке к новой мировой войне главная ставка делалась на атомные подводные лодки, вооруженные ядерными ракетами, Север ный Ледовитый океан объявлялся «новым потенциальным океанским театром военных действий». Советский Сою з использовал атом и в мирных целях. В 1959 г. на Адмиралтейском заводе в Ленинграде был по строен первый в мире атомный ледокол «Ленин». Это граж данское судно , сделанное по последнему слову техники, с та ло гордостью советского кораблестроения. Н. С . Хрущев выразил надежду, что атомный ледокол «Ленин» будет «про кладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их со вершить поворот от соревнования государств в гонке воору жения к соревнованию в использовании атомной энергии на благо человека». А томоход «Ленин» сразу привлек внимание мировой об щественности. Во время ходовых испытаний на его борту по бывал Генеральный секретарь Французской Коммунистиче ской партии Морис Торез. Весной 1960 г. атомный ледокол на правился из Ленинграда в порт приписки — Мурманск. Воспоминания. Тогдашний дублер капитана Б. М. Соко лов рассказывает: «Появление атомного ледокола в между народных водах вызвало огромный интерес. Едва мы вошли в Датские проливы, к нам сразу же пристроился датский воен ный корабль, который «эскортировал» нас до выхода в Север ное море. Почти беспрерывно сопровождали и с воздуха — то шведский вертолет, то датские и норвежские самолеты, то американские. Летающие лодки с опознавательными знаками США сопровождали нас до самой северной оконечности Но р вегии — мыса Нордкап». 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz