Фёдоров, П. В. Мурманская область в послевоенном СССР (1945-1990) / П. В. Фёдоров ; под. ред. М. И. Сухарева ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : МГПИ, 1997. - 80 с.

§ 6. Наука и культура (1945— 1964 гг.) Образование. В Мурманске и других городах области ин­ тенсивно строились новые школы . Были созданы Мончегор­ ский горнометаллургический техникум (1945 г.) и Мурманское музыкальное училище (1958 г.). Открылись и первые на Коль­ ской земле высшие учебные заведения: 1950 г. — Мурманское высшее мореходное училище (пер ­ вый начальник — Н. П. Раевский). 1956 г. — Мурманский государственный педагогический ин­ ститут (первый ректор — С . А . Смирнов). 1960 г. — в Мончегорске начал работать вечерний факуль­ тет Ленинградского горного института. Личность. Заслуженный учитель школы РСФСР , директор Мурманского Института усовершенствования учителей Миха­ ил Андреевич Погодин (1909— 1976) по праву может быть от­ несен к представителям гуманистической традиции отечест­ венной педагогики, к тем, с чьим именем связана хрущевская «оттепель» в школьной жизни. В 50-е годы, обратившись к исследованию школьного коллектива, он был одним из пер­ вых, кто высказывался за расширение прав и свобод учащих­ ся, организацию разветвленной системы ученического само ­ управления. М. А. Погодин справедливо считал, что из школь­ ной практики следует исключить «проработки» отстающих учеников па собраниях и сборах. Гораздо более значимым он полагал сосредоточить усилия ученических организаций на осуществлении товарищеской взаимопомощи, формировании навыков научной организации труда, развитии интересов и способностей учащихся. Разработки и рекомендации М. Л. По ­ година активно внедрялись во многих школах Мурманской области и давали положительный результат.1 Кольский филиал Академии Наук С С С Р . На территории Мурманской области в 50-е — начале 60-х годов было создано нескогько научно-исследовательских институтов (Геоло гиче­ 1 См. об этом: Федоров П. В., Черник В. Э. О педагогических идеях М. А. Погодина. — В сб.: Педагогические технологии в системе непрерыв­ ного образования. Мурманск, 1996. С. 28. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz