Фёдоров П.В. Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография. 2008, c.160-172.

Мурманском порту, организация службы конвоирования грузов по Мурманской железной дороге. 19 После отречения царя ту же политику продолжило и Временное правительство. Приказом морского министра в сентябре 1917 года вводилась должность главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов с правами «коменданта крепости, находящейся на осадном положении», на территории Мурманского побережья и в полосе отчуждения Мурманской железной дороги от Мурманска до Званки.20 Как вскоре выяснилось, российские тревоги имели под собой основания. Начавшаяся в России революция превратила Мурманскую железную дорогу в объект притязаний со стороны ставшей самостоятельной Финляндии. «Это просто трагедия, что Мурманская железная дорога получила такое значение. Все хотят иметь ее в своем собственном надежном владении», - писал К. Маннергейм.21 Следует заметить, что во время обсуждений проектов дороги рассматривался вариант прокладки ее к побережью Баренцева моря по наиболее короткому пути, от станции Рованиеми или от станции Нурмес, по территории великого княжества Финляндского.22 Экономически более выгодный проект, однако, был отклонен на том основании, что стратегическая дорога, в случае ее постройки, прошла бы вблизи шведской границы. Решение строить дорогу по линии Петрозаводск-Мурман, хотя и представлялось довольно дорогим проектом, отвечало интересам безопасности: дорога пролегла бы «исключительно по русской территории». 23 Будущие события подтвердили всю правильность выбранного направления. Прокладка дороги по территории Карелии сделала более безболезненным отсоединение Финляндии, а само отсоединение не привело к потере Россией своего выхода в океан. Однако ситуация начала осложняться тем, что германские войска, войдя на территорию Финляндии, стали угрожать району Мурманской железной дороги со стороны сухопутной границы. Да и в самой Финляндии вынашивались планы включения в ее состав Карелии и Кольского полуострова, в результате чего Россия лишилась бы и Мурманской железной дороги, и мурманского выхода в Европу. И хотя на 19РГИА. - Ф.1276. - Оп.13. - Д.5. - Лл. 4-5. 20 Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане. - Мурманск, 1960.-С.66-68. 21 Цит. по: Киселев А.А. Родное Заполярье: Очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.)- Мурманск, 1974. - С.310. Этот вопрос активно обсуждался в России еще до начала Первой мировой войны. Так, 28 января 1914 года на заседании Императорского общества судоходства был заслушан доклад А.С. Раевского «О соединении финляндских железных дорог с Печенгской губой на Мурмане» и состоялись прения, краткие тезисы которых были напечатаны в журнале «Русское судоходство» (см. № 4 за 1914 год). 23РГИА. - Ф. 1276. - 0п.20. - Д.81. - Л.125. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz