Фёдоров П.В. Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография. 2008, c.160-172.
вызывалось быстрым изменением военной ситуации и отсутствием проработанных технических обоснований.16 В начале 1915 года в шведской прессе по этому поводу началась паника. В качестве объекта российских притязаний назывался норвежский порт Нарвик. Российские амбиции трактовались в контексте имперской политики, обретая лаконичную формулу: «Нарвик или Дарданеллы». Шведская газета «Nya Dagligt Allehanda» полагала, что по природно географическим условиям портостроительства Вест-фьорд Норвежского моря, где расположен Нарвик, заметно превосходит российское побережье Баренцева моря, и это обстоятельство, по мнению газеты, должно было толкать Россию на Скандинавский полуостров.17 С большим доверием к России отнеслась шведская газета «Dagens Nyheter», считавшая, что строительство железной дороги на Мурман обойдется российскому правительству «много дешевле войны со Швецией и последующей вражды со Скандинавскими государствами». 18 Очень скоро надежды на мнимость восточной опасности и вера в желание России построить дорогу к собственному побережью Баренцева моря оправдались. Интересно заметить, что вскоре российские власти сами начали испытывать определенные тревоги за безопасность не только со стороны Баренцева моря, но и в районе своих северных сухопутных границ. 28 декабря 1916 года состоялось межведомственное совещание под председательством морского министра, на котором рассматривался вопрос об организации охраны в портах Мурманского побережья, по Мурманской железной дороге и на границах со Швецией и Норвегией. Необходимыми мерами были признаны создание постов пограничных стражи от Рованиеми до Печенги, введение жандармского и полицейского надзора в 16 5 ноября 1914 года Николай II выделил средства на проведение изысканий для строительства новой железной дороги к северу от Петрозаводска. 1 января 1915 года на основании доклада министра путей сообщения С.В. Рухлова было принято Высочайшее решение о строительстве железной дороги от Петрозаводска до Сороцкой бухты на юго-западном побережье Белого моря. Тем временем известный исследователь Севера Л.Л. Брейтфус отправил Николаю II записку, в которой, развивая идеи С.Ю. Витте, предложил построить дорогу до побережья Мурмана, которое, в отличие от беломорского, было незамерзающим. 21 января 1915 года император принимает решение о производстве изысканий железной дороги к Мурманскому побережью, а 21 февраля - об отпуске кредита на заготовку материалов для строительства дороги на Мурман. Решение о выделении кредитов на постройку северного участка дороги от Кандалакши до Колы были принято только 3 июня 1915 года. Сохранявшаяся до этого момента пауза и спровоцировала тревоги в Швеции. (РГИА. Ф. 274. - Оп.2. - Д.1008. - Лл. 1-6, 33; Ф. 1276. - 0п.20. - Д.81. - Лл.125-126; Д.89. - Лл.120-121; Высочайше утвержденные Особые журналы Совета Министров за 1914 год. - № 368; Мурманская железная дорога... - С.185-188). 17Мурманская железная дорога... - C.178-18I. 11Мурманская железная дорога... - С.174-175. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz