Фёдоров П.В. Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография. 2008, c.160-172.
окраины, что стало заметно на фоне формирующейся всем ходом Первой мировой войны новой геополитической карты. Возрастание влияния Антанты на Севере Европы обернулось возникновением напряженности в этом сравнительно спокойном регионе. И Германия, и соседняя Швеция расценили это как прямую угрозу своей безопасности. Германия, вместе со своими союзниками предпринявшая немало усилий, чтобы заблокировать России ее традиционные выходы в океан, крайне ревностно отнеслась к строительству Мурманской дороги, предоставлявшей даже более удобный (незамерзающий, открытый и расположенный ближе к Великобритании) морской выход, нежели те, которые в мирное время имелись у России на Балтийском и Черном морях. Следствием этого стало появление германского флота у Мурманских берегов. Российскому правительству пришлось принимать меры для защиты судоходства в Баренцевом море. В Иоканьге и на побережье Кольского заливе начинают строиться военно-морские базы для судов сформированной летом 1916 года Флотилии Северного Ледовитого океана. Ядро Флотилии составили крупнейшие корабли российского ВМФ — крейсера «Варяг» и «Аскольд», линкор «Чесма и др., некоторые из них были приведены на Север с Дальнего Востока. Поскольку техническое состояние отечественных кораблей оставляло желать лучшего (погибшие в русско-японскую войну крейсер «Варяг», линкор «Чесма» были подняты с морского дна), многим из них требовался длительный ремонт, на Север были привлечены и военные корабли союзников по Антанте. Тем самым Баренцево море превратилось в театр военных действий. Наиболее ожесточенные бои велись здесь осенью 1916 года. Немецкие подводные лодки потопили 3 русских судна и 7 английских. В свою очередь, моряки русской флотилии уничтожили 2 вражеских подводных лодки.15Несмотря на отдельные потери, взаимодействие русских военных моряков и союзников помогло обеспечить проводку транспортных судов с необходимыми для России грузами по северному маршруту. Активизация России на Севере вызвало обеспокоенность и в Швеции, явно боявшейся потерять суверенитет своих территорий в период глобального передела мира, а также не желавшей вступать в число воюющих стран. Отчасти под влиянием германской пропаганды (и ее агентов в лице С. Гедина, М. Шифф-Дроста и др.) в Швеции стали укореняться убеждения о существовании у России тайных намерений проложить дорогу к Норвежскому морю по шведской территории. Этому отчасти способствовала нечеткость заявлений российских властей о конечном пункте строящейся железной дороги, что на самом деле 15Ушаков И.Ф. Указ. соч. - С.599. 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz