Фёдоров П.В. Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография. 2008, c.160-172.

Рядом с портом 21 сентября 1916 года (4 октября по новому стилю) был заложен новый российский город Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск). Считалось, что императорская фамилия в названии города призвана увековечить причастность правящей династии к открытию самого северного выхода в Европу. 3 ноября 1916 года недалеко от Полярного круга произошла стыковка северного и южного участков дороги. В землю был забит серебряный костыль, специально изготовленный на одном из петроградских заводов. С этого дня по всей дороге открылось сквозное движение. Николай II прислал телеграмму: «Счастлив доброму известию. Благодарю Вас, строителей, мастеровых и рабочих за столь быстрое окончание первостепенной государственной важности предприятия...».12 На строительстве Мурманской железной дороги действительно были достигнуты беспрецедентные в мировой практике темпы прокладки рельсового пути. Более чем 1000 километровое полотно было уложено за 20 месяцев: в среднем по 52,5 км в месяц. Стоимость железнодорожного строительства составила примерно 200 миллионов рублей. Свой полный облик Мурманская железная дорога приобрела весной 1917 года, когда государство выкупило и присоединило к ней построенную на частные средства железнодорожную ветку от Петрозаводска до Петрограда протяженностью 266 верст. В Кольский залив вереницей пошли суда из союзнических стран. Они везли вооружение, боеприпасы и другие грузы - все, что необходимо для воюющей страны. По приблизительным оценкам, в течение 1917 года в Мурманском порту была выгружена пятая часть всех привезенных в Россию грузов. 13 Однако недостаток портовых разгрузочно-погрузочных устройств, нехватка паровозов и подвижного состава, затрудняли отправку вглубь России. Пропускная способность дороги оценивалась в 11 пар поездов в сутки с общей грузоподъемностью до 400 тыс. пудов груза в одном направлении, но в реальности техническое состояние дороги оставляло желать лучшего. В начале 1917 года по этим причинам в Кольском заливе скопилось около 20 неразгруженных пароходов. Проблемы работы Мурманского порта и Мурманской железной дороги обсуждались на Особом совещании по обороне государства.14 Страхи и угрозы Строительство Мурманской железной дороги, своеобразных «Вторых Дарданелл», как коридора сообщения между Россией и союзниками повысило стратегическое значение северо-европейской 12РГИА. - Ф.274. - Оп.2. - Д. 1013. - Л.34. 13 Смирнов А.Б. Морские порты Архангельской губернии в политике Российского государства в годы Первой мировой войны: Автореферат дисс... канд.ист.наук. - Архангельск, 2003. - С.20. 14Журналы Особого совещания по обороне государства. 1917 год. - М., 1978.- С.127. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz