Фёдоров П.В. Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография. 2008, c.160-172.

Пустынность края и малочисленность местного населения создали серьезную проблему рабочих рук. Управлению строительства дороги приходилось активно вербовать рабочих в различных губерниях России, но в связи с мобилизацией и уходом многих мужчин на фронт эта работа не принесла ожидаемого эффекта. На тяжелые, земляные работы со временем пришлось нанимать даже женщин. При заключении трудового договора нанимаемому выдавали задаток от 1до 10 рублей, при этом отбирали паспорт, заводили расчетную книжку и вручали номерную бляху.7 Дефицит рабочих рук на Мурманской стройке удалось заметно восполнить за счет привлечения труда военнопленных. По опыту возведения Транссибирской железной дороги, также было решено задействовать китайцев, имевших наиболее дешевую цену на рынке рабочей силы. Заработная плата китайцев была на 35-40 процентов ниже, чем у русских землекопов. В Китай были направлены агенты Мурманской железной дороги. Вербовка происходила в китайских провинциях. Желающих отправиться в «царство полуночного солнца и полярной ночи» перевозили в Харбин и подвергали медицинскому осмотру. После свержения Цинской династии Китай переживал острейшую борьбу за власть. Уехать от нестабильности и бедности хотели многие жители этой страны. В Харбине отобранные китайцы снабжались одеждой (каждому выдавалось два костюма, пара носок, обувь и кепка), несколькими полотенцами, посудой и самым главным инструментом - лопатами. Зимней одежды предусмотрено не было (найти ее в южной стране, видимо, оказалось непросто). Партиями, по 200-300 человек, китайские рабочие далее на маршрутных беспересадочных поездах отправлялись до Архангельска, а оттуда, уже морских путем, до места стройки. Всего их с 23 мая по 25 июля 1916 года было отправлено из Харбина 9246 человек.8 В общей сложности на строительстве Мурманской железной дороги в 1916 году работало около 70 тысяч человек. Интернациональный состав рабочих превратил стройплощадку в беспрецедентный полиэтнический котел: на стройке трудились русские, финны, татары, армяне, черкесы, дагестанцы, казахи, чехи, венгры, немцы, австрийцы, китайцы, канадцы, а также местное население - поморы, карелы, саамы, коми, ненцы, норвежцы. Очевидец писал: «Затруднения с языком возникали с финнами, венграми и кавказцами из охраны. Венгры не понимают ни русского, ни немецкого языка. Кавказцы очень плохо понимают по-русски. Кроме того, много затруднений создают расовая вражда и религиозные различия. Военнопленные чехи не желают жить в одних бараках с немцами. 7Ушаков И.Ф. Указ. соч. - С.568. *РГИА. - Ф.417.- Оп.1. - Д.40.- Лл.1-10. 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz