Фёдоров П.В. Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография. 2008, c.160-172.
значение».30 Впервые в арктических широтах военные действия велись по правилам большой войны, при высокой концентрации самой современной техники и сопровождались значительными человеческими жертвами. В начале 1942 года, после того, как балтийский и черноморский бассейны были заблокированы противником, через Мурманский порт пошли стратегические грузы союзников. Осенью 1941 года противнику удалось перерезать главную артерию на подступах к Ленинграду. Но благодаря быстрой постройке ветки Сорока-Обозерская Мурманский путь получил альтернативный выход на Северную железную дорогу и поэтому не прекращал своей деятельности. В период Великой Отечественной войны в Кольский залив пришло 423 судна с военными грузами, в том числе с 4148 танками, 2597 самолетами, 1038 бронемашинами.31 Эта техника, отправляемая по Мурманской железной дороге на фронт, особенно помогла нашей стране на начальном, самом тяжелом этапе войны. * * * Подводя итоги, можно сказать, что строительством пути к незамерзающему Баренцеву морю Российское государство обрело альтернативный выход в Мировой океан, тем самым прочно закрепив северный вектор своей стратегии. Железная дорога стала важнейшим условием экономического освоения и колонизации северных пространств с царившим здесь бездорожьем, явилась инфраструктурной предпосылкой всех государственных преобразований в этом районе в XX веке. Мурманская железная дорога приблизила северную окраину к центру России. Кольский Север, получивший мощный импульс к своему развитию, вышел из состава Архангельской губернии и стал подчиняться непосредственно центру. Вместе с тем, появление у России мурманского выхода в Европу неизбежно втягивало северную окраину в узел европейских противоречий. Так, «давлением границ и теснотой пространства... задыхающейся в тисках внутренней Европы» 32 рождался новый стратегический регион в одном из некогда спокойных уголков мира. 30Кузнецов Н.Г. Накануне. Курсом к победе. - М.: Воениздат, 1991. - С.250. 31 Подсчитано по: Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Вып.2. - М., 1994. - С.211-255; Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985): проблемы развития и модернизации. - Архангельск, 2003. - С. 150. 32 Хаусхофер К. Границы в их географическом и политическом значении // Классика геополитики, XX век. - М., 2003. - С. 233. 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz