Фёдоров П.В. Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография. 2008, c.160-172.

дорогой ББК был призван обеспечивать инфраструктурную целостность северо-западного стратегического направления, связывая между собой балтийский и северный морские театры.26 Тем самым, к началу Второй мировой войны Мурманская железная дорога превратилась в устойчивый фактор стратегии СССР на Европейском Севере. В период советско-финляндской войны, начатой СССР в целях обеспечения безопасности Ленинграда, советской стороной были выдвинуты и требования для обеспечения безопасности Мурманска и Мурманской железной дороги. СССР требовал передачи в свой состав западной части полуострова Рыбачий, отодвижения финляндской границы от Мурманской железной дороги в районе Саллы-Куусамо и права на строительство железнодорожной ветки до Кемиярви и затем далее к Ботническому заливу.27 По заключенному 12 марта 1940 года мирному договору, эти условия финской стороной были удовлетворены. Вместе с тем в период советско-финляндской войны в штабах Великобритании и Франции разрабатывались военные операции, которые с формальной целью оказания помощи Финляндии предусматривали высадку десанта на Мурманском побережье и захват железной дороги.28 Но внезапное окончание войны спутало англичанам и французам все карты. А уже в апреле 1940 года Норвегию захватил Гитлер. В Германии хорошо помнили о важной роли Мурманского коридора — не случайно его захват особо оговаривался в плане Барбаросса. Гитлеровской армии на Крайнем Севере ставилась задача: «Имеющиеся сверх этого силы (горный корпус) следует использовать на Севере прежде всего для обороны области Петсамо и ее рудных шахт, а также трассы Северного Ледовитого океана. Затем эти силы должны совместно с финскими войсками продвинуться к Мурманской железной дороге, чтобы нарушить снабжение Мурманской области по сухопутным 29 коммуникациям». Несмотря на все проведенные накануне войны мероприятия по укреплению обороноспособности северных границ, они явно не были рассчитаны на столь сильный удар с запада. Как впоследствии признавался нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, «...мы не ожидали, что немцы станут проводить крупные операции на Севере: для них он имел вспомогательное 26 Килин Ю.М. ББК как фактор военной стратегии // Север. - 1995. - № 7. - С. 101-118. 27 Советско-финская война 1939-1940 гг. - Минск, 1999. - С.206-207; От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада на трагические страницы истории Второй мировой войны. - М., 1992. - С.91-125. 21Носков А.М. Скандинавский плацдарм во Второй мировой войне. - М., 1977. - С. 51, 54; Военно-исторический журнал. - 1990.- № 7. - С.7-19. Совершенно секретно! Только для командования: Стратегия фашистской Германии в войне против СССР: Документы и материалы. - М., 1967. - С. 149-153. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz