Фёдоров П.В. Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография. 2008, c.160-172.
проходивших в Германии в августе 1918 года советско-финляндских переговорах эти требования были отклонены советской стороной, 24 вмешательство во внутренние дела России держав Антанты, отрыв северной части от РСФСР вплоть до февраля 1920 года фактически устранили Советское правительство от решения этого вопроса. Только после восстановления Советской власти на Севере, в начале 20-х гг., центру пришлось, и не безуспешно, распутывать этот узел, в результате чего удалось отвести финскую угрозу («карельскую авантюру») и отрегулировать советско-финляндские отношения в пограничном районе. Стимулирующим фактором этой политики стало затухание Гражданской войны на территории РСФСР, превращение незамерзающего Мурманского порта и связывающей его со страной железной дороги в жизненно необходимый для голодающей страны ресурсный коридор в условиях разрухи и блокады других портов. Не случайно 2 июня 1920 года Совет Труда и Обороны принимает соответствующие акты, устанавливающие меры по срочной достройке Мурманской железной дороги и эксплуатации ее как дороги военно-гражданского значения.25 Однако впоследствии постепенная нормализация экономической жизни в регионах РСФСР, при одновременном дефиците ресурсов, привела к обсуждению в правительстве вопроса о консервации, фактическом закрытии Мурманской железной дороги. Но после дискуссий, в конечном итоге, победила линия на развитие. В годы НЭПа и первых пятилеток Мурманская железная дорога стала важнейшим условием индустриального развития Кольского полуострова и Карелии. По ней на Север прибывали партии строителей (в том числе тысячи раскулаченных крестьян), необходимые механизмы и оборудование, по ней же вглубь страны пошли вагоны с апатитом, никелем и рыбой. 21 января 1935 года Мурмана была переименована в Кировскую железную дорогу. Благодаря строительству на Кольском Севере гидроэлектростанций, северный участок дороги - от Мурманска и до Кандалакши - в 30-е гг. постепенно был переведен на электрическую тягу. Именно тогда Советское правительство стало вновь проявлять заботу обеспечения безопасности своих северных рубежей. Ведь с начала 20-х гг., после свертывания на Кольском Севере военно-морских и сухопутных сил, край фактически не охранялся. В 1933 году на побережье Кольского залива была создана Северная флотилия, преобразованная спустя четыре года в Северный флот. С конца 30-х гг. началось развертывание армейских формирований. Усилиями большой армии заключенных был построен Беломоро-Балтийский канал (ББК). Вместе с Мурманской железной 24Уткин Н.И. Россия-Финляндия: «карельский вопрос». —М., 2003. - С.135-136. 25Декреты Советской власти.- Т.9.- С.8-17. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz