Федоров П.В. Между Белым и Баренцевым: путеводитель по культурному пространству новых кочевников эпохи урбанизации. – Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2018.

Б 70 <ХХЮ<ХХЮ<><><ХКХ><ХХ>&<>00<><ХЮ<ХХЮ<><ХХ><><><ХХХ><Х><Х><>00<ХХ>0 месяцами (особенно зимой) ни покидали ее, перекоче­ вывая с одного траулера на другой, обирая и спаивая моряков. Никакие проверки и облавы не помогали: бичи довольно умело ускользали. Многие из них, чтобы не быть уличенными в бродяжничестве, где-то числились на работе, некоторые даже состояли в резерве отделов кадров флотских организаций. Как правило, моряков резерва посылали временно на стоявшие в порту суда для выполнения подсобных, обычно особо тяжелых и грязных работ. Тогда еще не было химических препара­ тов и других устройств для предотвращения отложения накипи в судовых паровых котлах. Ее приходилось уда­ л я ть вручную, отбивая небольшими острозаточенными молоточками (кирками). Это была очень грязная, моно­ тонная, медленно продвигающаяся (накипь отскакива­ ла небольшими кусочками) работа в тесном котле при свечном освещении. Работать приходилось в защитных очках, повязав вместо респиратора на рот и нос поло­ тенце. Находившиеся в машинном отделении механики обычно судили о ходе работ по очистке котлов по ра зд а ­ вавшемуся из них стуку кирок. Поняв это, «резервники» шли на хитрость: если позволяли размеры котла, а на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz