Федоров П.В. Между Белым и Баренцевым: путеводитель по культурному пространству новых кочевников эпохи урбанизации. – Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2018.

Иные представители живущего здесь социума со­ вершали свой бег по кругу гораздо большего диаметра и не столь циклично, как саамы и русские рыбаки. Речь идет о чиновниках, ссыльных и священниках (миграци­ ям последних мы посвятили отдельную статью51). Еще сильнее вырос диаметр вращения и совсем сбилась цикличность для мигрантов начиная со строи­ тельства Мурманской железной дороги (1915-1916 гг.) и в течение всего последующего времени. Беспрецедент­ ные масштабы такая хаотическая миграция приобрела в эпоху урбанизации. Тем самым культурную ситуацию на Кольском Севере подчинил себе новый кочевник52. Притом, что он заселяет города и другие урбанизированные поселения Кольского Севера, в его сознании еще не погасла мысль 51 Федоров П. В. Православные кочевники среди ландшафтов Русской Лаплан­ дии (XIX - начало ХХ в.) / / Сборники Президентской библиотеки. Серия «Электронный архив». - Санкт-Петербург, 2017. Вып.1. С.432-449. 52 Сам термин «новый кочевник» в литературе и интернет-источниках чаще используется в контексте «всемирный кочевник», т.е. человек для которого открыты все страны и цивилизации. Возникновение концепта «всемирный кочевник», разумеется, было обусловлено появлением Нового Света, а также интеграционными процессами, которые происходили и происходят в совре­ менной Европе. В нашем же случае мы говорим о «новом кочевнике» при­ менительно к территории Российского государства. 45 <ХХЮ<><ХЮ<><><ХКХ><ХХ>Х>00<Х>0Ф<ХХЮ<><ХХ><><><ХХХ><>00<><>00<ХХ>0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz