Федоров П.В. Между Белым и Баренцевым: путеводитель по культурному пространству новых кочевников эпохи урбанизации. – Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2018.
А. Тойнби в «Постижении истории», говоря о «за держанных цивилизациях», считал, что у Крайнего Се вера нет своей истории в виду сильной ограниченности аборигенов природной диктатурой, но не отрицал само го движения здесь: правда, внеисторического, по годо вому хозяйственному циклу50. Социальная жи зн ь Кольского Севера была под чинена миграциям и в доурбанизационную эпоху. Уве личивался лиш ь диам етр круга, который, т а к сказать, пробегал мигрант. Если для старых кочевников — л о парей (саамов) это были вполне еще локал ьны е п ере мещения (внутри родного погоста или между погоста ми), то русские рыбопромышленники , которые вели тресковый промысел в Баренцевом море, «вращались» уже на внушительных площадях Русского Севера — вы ходцы из беломорских селений ежегодно приходили на Мурман. И в том, и в другом случаях миграция была лишь формой оседлости: вращение было ежегодным, но за ранее было известно, где должно произойти упокоение после смерти. 44 <ХХЮ<><ХЮ<><><ХКХ><ХХ>Х>00<Х>0Ф<ХХЮ<><ХХ><><><ХХХ><>00<><>00<ХХ>0 50 Тойнби А. Постижение истории. - М., 1990. С.181-183.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz