Федоров П.В. Между Белым и Баренцевым: путеводитель по культурному пространству новых кочевников эпохи урбанизации. – Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2018.
С 152 ооооооооооооооооо<х>ооооооооооооооооооо<х>оооооо<хх>о нивелируют и стандартизируют его. Расстояние между могилами, возможность или невозможность установки оград, столиков и скамеек, правила подзахоронения, подготовка участков для захоронений и глубина моги лы, дренаж, освещение, организация и маркирование секторов, устройство почетных участков и т.д. — все это не только диктуется коммунальными нормами, но и н а рушается социумом. Действие коммунальной нормы и сопротивление ей — немаловажная сторона феномена кладбищенской культуры, дающая возможность изме рить степень оригинальности социального творчества. Показателен уже приводившийся пример с «новым» го родским кладбищем Мурманска. Действовавший здесь в течение длительного времени запрет на устройство семейно-родственных резерваций нередко нарушался: то тут, то там возникали огражденные участки с кол л ективными захоронениями. Тем самым общество до казывало статус семейно-родственных связей вопреки отрицавшей его коммунальной норме. Погребальное творчество северян дает богатую пищу для размышлений о социокультурных процессах на Севере, своеобразно дополняя «северный текст» свой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz