Федоров П.В. Между Белым и Баренцевым: путеводитель по культурному пространству новых кочевников эпохи урбанизации. – Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2018.

С 150 <ХХЮ<ХХХ><><><ХКХ><ХХХ><>00<><ХКХХХЮ<><><Х><><><ХХХ><Х><Х><>00<ХХ>0 Родственное окруж ение усопшего способно м ар ки р о в а т ь себя не т оль ко в ус тройс тве сем ейно ­ родств енны х р е зерв аций , но и в текс т ах н ад гробных надписей (эпитафий ). Роль зам е н и т е л я семьи или компонента, дополняющ его ее, в р яд е случаев может и гр а т ь окружение друзей, земляков, соседей ум ерш е ­ го. Кладбище — «подземная колония», «город м ер т ­ вых», продолжение того населенного пункта, при ко­ тором оно создано. Как в зеркале, в нем отражаются ч ерты поселения: богатство и бедность, власть и под­ чинение, культура и безликость. Величина и качество надгробия нередко становятся атрибутом социаль­ ного статуса похороненного. На любом кладбище, по­ добно поселению, всегда образуется центр, к которому тянутся наиболее зам е тны е и зажиточные горожане. Есть окраины , где обряды погребения совершают ме­ нее п ри тя за т ельны е люди. Центр может быть институциализирован храмом, воротами, захоронениями известных деятелей, воин ­ скими, братскими и прочими групповыми захоронения­ ми.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz