Федоров П.В. Между Белым и Баренцевым: путеводитель по культурному пространству новых кочевников эпохи урбанизации. – Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2018.

С 146 СКХЮ<ХХЮ<><><ХХХ><ХХ>Х>00<Х>0Ф<ХХЮ<><ХХ><><><ХХХ><>00<><>00<ХХ>0 стелу или обелиск фигуры пятиконечной звезды , воз­ никшей во всем советском пространстве как элемент архитектурного украшения в качестве альтернативы традиционному деревянному или металлическому кресту. Достигнув апогея своего использования в над ­ могильных сооружениях в 1950-60-е гг., звезда на Коль­ ском городском кладбище так и не сумела затмить со­ бой крест. Количество датированных памятников со звездами на Кольском кладбище в 3 -4 раза меньше, не­ жели захоронений с религиозными изобразительными символами — интересный штрих к истории повседнев­ ной религиозной культуры местного населения в пери­ од хрущевских религиозных гонений (Федоров П. В., Ма- лашенков А. А. Социокультурная динамика...). Как символическое пространство, кладбище тес­ нейшим образом связано с ритуальными практиками. Значительные поправки в представления о сакрально- сти внесла еще российская революция. Особым элемен­ том в системе советского символизма и формой «свя­ тости» стали останки новых «мучеников» — погибших борцов за Советскую власть. Например, в Мурманске в 1927 г. на месте братской могилы узников Иоканьгской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz