Федоров П.В. Между Белым и Баренцевым: путеводитель по культурному пространству новых кочевников эпохи урбанизации. – Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2018.
145 С СКХЮ<ХХЮ<><><ХХХ><ХХ>Х>00<Х>0Ф<ХХЮ<><ХХ><><><ХХХ><>00<><>00<ХХ>0 подменялись звездами и портретами умерших. В пост советский период, когда вновь наметился православ ный ренессанс, портреты усопших стали размещаться на фоне крестов, которые вновь заменили звезды, а то и рядом с изображениями Иисуса Христа. Светский дух конкурирует на кладбище с рели ги озным консерватизмом , что выражается, в частности, в усвоении кладбищенским ландшафтом определенных веяний моды. На это указы вает эволюция надгробного памятника и надгробного портрета: переход от крестов и напоминающих крышку гроба наземных надгробий к металлическим и каменным обелискам и стелам; от фо тографий в рамках — к портретам на м еталлокерамике и гравировке на камне; от черно-белой гравировки к цветной и т.д. Моде подвержена и эпитафия, что хоро шо прослеживается на старинном Кольском кладбище. Имевшая изначально религиозный характер, эпитафия постепенно персонифицировалась; став редкостью в со ветское время, она возродилась в последние десятиле тия. К периоду 1930 — 40-х гг. относится и появление надмогильного атеистического символа — венчающей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz