Федоров П.В. Между Белым и Баренцевым: путеводитель по культурному пространству новых кочевников эпохи урбанизации. – Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2018.
123 П <ХХЮ<ХХХ><><><ХКХ><ХХХ><>00<><ХКХХХЮ<><><Х><><><ХХХ><Х><Х><>00<ХХ>0 гих новых кочевников рассматривается как тяжелые, требующие известной компенсации, неудивительно, почему ссыльным и заключенным стала приписываться роль основателей современных городов. Считалось, что «кандальники» основали и некоторые поселения в до советское время. Широко распространена наивная т р а к товка топонима села и города «Кандалакша» — дескать, арестанты , дойдя до этого места, сбрасывали кандалы (дальше бежать было некуда) и говорили: «Кандалам ша!» (Минкин А. А.). (Вместе с тем реальное объяснение связано с названием протекающей речки «Канды».) Дан ная мифологема обслуживала потребительскую фило софию нового кочевника, согласно которой край начи нали осваивать кандальники, заключенные и ссыльные, здесь т ак трудно, что государство должно компенсиро вать труд свободных людей, приехавших сюда по доброй воле. Исторические исследования, однако, показывают, что бытующие образы во многом искажены: и до рево люции, и после нее значение принудительного труда на Кольском Севере было не главным, ведущая роль при надлежала свободному труду. Урбанизация, начавшаяся на Кольском Севере в 1930-е гг., стала первым в истории
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz