Фёдоров, П. В. Социокультурная динамика населённого пункта по данным некрополя (на примере города Колы)/ П. В. Фёдоров, А. А. Малашенков // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 101-106.
ках стирается: «беспамятство» наступает на «границу сохранности» и сдвигает ее. Последняя начинает «охранять» все более молодые поколения. Проявившаяся к настоящему моменту глубина «границы сохранности» в ландшафте Кольского кладбища, думается, связана с тем, что воплощенный в по гребальную культуру культ предков у многих современных жителей Колы сосре доточен, как правило, на тех старших родственниках, с кем связывало личное зна комство. Подавляющая часть ныне живущих в Коле старожилов (1920-30-х гг. рождения) может сохранять четкие воспоминания о старших родственниках, умерших в основном не ранее 1950-х гг. Причем, в пределах настоящей «границы сохранности» (начиная с 1950-х гг. до современности) у них могут быть похоро нены не более 2-х поколений предков (родители - бабушки, дедушки). С учетом ныне живущих детей и внуков современных старожилов количество «сообщаю щихся» поколений возрастает до 5, что свидетельствует о высокой укорененности местного населения. Данные некрополя, позволяющие прояснить актуальную глу бину «транспоколенческой» коммуникации, подтверждаются и материалами уст но-исторического исследования, проведенного в Коле весной 2012 г.6 Для старожилов, чьи семьи переезжали в Колу начиная с 1930-х гг. - вре мени бурного индустриального строительства, «граница сохранности» Кольского кладбища вполне коррелируется с гипотетическим сроком ухода из жизни первого поколения предков, ставшего инициатором переселения. Иная ситуация у тех семей, кто ведет свою историю в Коле с досоветского времени. Захоронения представителей третьего и более древних поколений пред ков современных старожилов Колы, как правило, находятся за чертой «границы сохранности», поэтому подавляющее большинство надгробных сооружений на них разрушилось или потерялось. Предельные значения глубины «врастания» россиян в местный культурный ландшафт иллюстрируют изредка сохранившиеся на Кольском кладбище старинные каменные надгробия. Установленные в XIX - начале XX в.7, они по сей день остаются объектами семейной и городской памяти. Увековеченные на старинных надгробиях П. Покидина (скончалась в 1830 г.) и П.Ф. Хохлова (1875) к настоящему моменту являются предками для 7 поколений, М.С. Жеребцов (1898), Ф.А. Измайлова (1876) и М.Д. Зайкова(1892) -д л я 6 поко лений, В.И. Смирнов (1897) - для 5 поколений потомков, укоренившихся в Коле или ее окрестностях (включая потомков современных старожилов). Покажем возможности применения социометрического подхода еще на одном примере. Для рассмотрения религиозных привязанностей жителей, причем, взятых в их исторической динамике, на Кольском городском кладбище были под считаны все захоронения с памятниками (без учета новоделов), где использова лась религиозная изобразительная символика. К ней относились: крест как над гробие; крест как архитектурный элемент надгробия или графическое изображе ние; барельефные или графические изображения храма, лика святого, ангела; по лумесяц как архитектурный элемент надгробия или графическое изображение. Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют, что, будучи изначаль но фактически всецело религиозным8, кладбище постепенно обмирщалось. Пик отказа от религиозной изобразительной символики пришелся на 1950-90-е гг., что можно связать с последствиями антирелигиозной борьбы Советского государства и внедрения атеистической идеологии в сознание людей. Более двух третей дати 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz