Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
fb*> 9 0 Чг» П. В. Федоров На территории городов появляются мемориальные объекты — памятники, памятные знаки и мемориальные доски. Установка таких объектов всецело отвечала государственной идеологии и реализуемой властями соответствующей «политике памяти». Первые городские памятники на территории Кольского Севера увековечивали жертв ин тервенции 1918-1920 гг., а также государственных деятелей — В.И . Ленина, И .В . Сталина и С .М . Кирова. Установка самих памятников зачастую воспринималась как функция государственных органов. В е ликая Отечественная война изменила отношение к «памяти». Со вто рой половины 1950-х гг. в условиях реформ и дефицита средств власти стали перекладывать определенную часть расходов по установке памят ников на самих горожан. Первые «народные» памятники увековечивали Героев Советского Союза — участника советско-финляндской войны Александра Спекова в Кандалакше и участника Великой Отечествен ной войны Анатолия Бредова в Мурманске208. Переломным моментом в развитии архитектурного облика северных городов стало принятое 4 ноября 1955 г. постановление Ц К КП СС и Совета Министров С С С Р «Об устранении излишеств в проектирова нии и строительстве», предполагавшее переход от «штучных» к типовым и массовым проектам застройки с целью скорейшего решения жилищ ной проблемы. Архитектурный стиль северных городов с этого времени претерпел кардинальные изменения: пространство начинает заполняться однотипными многоэтажными домами. Городская эстетика и «вкус» при этом не исчезли, а приспособились к новым веяниям времени. В 1959 г. во время обсуждения проекта здания Мурманского дра матического театра московский проектный институт «Гипротеатр» в духе принятого постановления предложил удешевить проект за счет отказа от множества архитектурных и планировочных «излишеств». Участвовавшей в дискуссии группе мурманских специалистов удалось отстоять некоторые эстетические детали с целью придания зданию более нарядного вида т . Потеряв свободу в экспериментировании с архитектурной формой, местные архитекторы и художники увлеклись цветом и отделкой зда ний. 12 июня 1964 г. на заседании художественного совета г. Мурманска было принято решение «проработать вариант покраски фасадов зданий с учетом рельефа местности»210. 2 июля того же года на совещании при 208 Батулин С. Скоро откроется памятник / / Кандалакшский коммунист. — 1959. — 26 июля; Киселев А.А., Марченко А.С., Орешета М.Г. На перекрестках памяти. —Мурманск, 1985. — С.94; Анатолию Бредову от комсомольцев судоверфи / / Полярная правда. —1965. — 7 сентября. 209 ГАМО. - Ф.Р-1000. - Оп.1. - Д.5. - Л.21-24. 2,0 ГАМО. - Ф.Р-1000. - Оп.1. - Д.20. - Л.89-90.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz