Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

88 °^Ч П. В. Федоров шеходов, которая институциализируется в городском ландшафте через возникновение тротуаров |<19. В городах появилась традиция регулярной уборки улиц. На помощь дворникам со временем приходит техника. В 1971 г. в одном только Ки- ровске для очистки территорий города и вывозке мусора действовало 52 автомашины200. На балансе комбината коммунальных предприятий и благоустройства г. Колы в 1973 г. числились: 2 мусоровоза, 1 кон­ тейнерная машина, 4 ассенизационные машины, 1 поливально-моечная машина, 1 песко-разбрасыватель, 3 снегопогрузчика, 3 трактора с обо­ рудованием для уборки улиц, 1 бортовая машина201. Неотъемлемой частью города становится наружное электрическое освещение. По данным на 1971 г., все улицы городов были освещены202. Городская эстетика Важнейшим свойством урбанизированного ландшафта стали опре­ деленные требования городской эстетики. Города Кольского Севера, хотя и возникали в условиях технократизма, никогда не отказывались от культивирования эстетического стиля, будь то архитектурный облик центральных улиц или внешний вид окраин. Поддерживать городской «вкус» были призваны различные контролирующие инстанции — го­ родские архитекторы, художники, комиссии, советы и т.д. Ш тат таких специалистов в каждом городе дополнялся еще и областным уровнем, представленным отделом по делам строительства и архитектуры Мур­ манского облисполкома. Возникшие в 1930-е гг. города — Мурманск, Кировск, Монче­ горск — застраивались монументальными зданиями «сталинского ам­ пира», украшенными балконами, эркерами, пилястрами, балясинами, лепниной, фронтонами, колоннами, капителями и прочими элементами. Тем самым архитектурно выражалась идея «социалистического горо­ да», в котором дворцы и особняки предназначались не для буржуазии, а для трудящихся. Эти здания до сих пор определяют внешний вид центральных рай­ онов первых советских городов — проспектов Ленина в Мурманске 199 Лопинцев С. Кола благоустраивается медленно / / Заполярный труд. — 1955. —2 сентября; Бахарева И. По новым дорогам / / Кандалакшский коммунист. — 1963. —24 ноября. 200 ГАМО. - Ф .Р-646. - Оп.1. - Д.2975. - Л.9-54. 201 ГАМО. - Ф .Р-863. - Оп.1. - Д.430. - Л.219. 202 ГАМО. - Ф .Р -646. - Оп.1. - Д.2975. - Л.9-54.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz