Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

Культурные ландшафты Кольского Севера сЬ * 8 7 ской области своего природного газа. Газификация жилья происходила с конца 1950-х гг. на основе привозного сжиженного газа и охвати­ ла большинство городов, включая Мурманск, Апатиты, Заполярный, Кандалакшу, Колу, Оленегорск, Североморск т . Затратность данного способа не могла не провоцировать поиски альтернативных технологий, что, с одной стороны, привело к обсуждению вопроса о возможности строительства на Кольском Севере газопровода194, а, с другой, стиму­ лировало наращивание мощностей региональных электрических сетей в качестве ресурса, заменяющего газ. С 1950-х гг. усиливаются темпы ввода благоустроенного жи­ лья, чему способствовало внедрение крупнопанельного строитель­ ства: сначала в рамках цеха по изготовлению железобетонных кон­ струкций, затем в виде Мурманского домостроительного комбината. Поиск новых технологических схем, рассчитанных на ускорение, позволил в 1964-1965 гг. апробировать и внедрить в Мурманске способ панельного отопления, при котором обогревающий контур не выводился наружу в виде радиатора, а встраивался внутрь па­ нельной стены в заводских условиях. Жильцы, в чьих квартирах действовало такое нововведение, дали положительные отклики: до­ ма тепло и сухо, без радиаторов стало свободнее, «лучше можно расставить мебель»193. Появляется городской транспорт — автобус. В Мурманске в 1962 г. был пущен и самый северный в мире троллейбус. В 1948 г. обсуждался проект открытия мурманского трамвая, который, однако, не реализовался196. Развитие транспорта — пассажирского, грузового, а с 1960-х гг. и личного — актуализирует проблему дорожного покрытия: возникшее в самом начале городских историй мощение улиц сменяется их асфаль­ тированием. В Мурманске мощение улиц началось с 1931 г., а первый асфальт был уложен в 1939 г .197 В другие города области асфальт при­ шел уже после войны198. Важное значение приобретает культура пе­ 193 ГАМО. - Ф .Р-646. - Оп.1. - Д.2975. - Л.9-54; Д.3069. - Л. 21-23, 41 194 См. записку «Соображения о целесообразности строительства газопровода и нефтеперерабатывающе­ го завода на Кольского полуострове», подготовленную отделом экономических исследований Кольского филиала АН СССР в июне 1969 г. (ГАМО. —Ф .Р -646. —Оп.1. —Д.2807). 195 ГАМО. - Ф.Р-1000. - Оп.1. - Д.20. - Л.31-32; Д.21. - Л.4, 22-30. 196 ГАМО. - Ф .Р -646. - Оп.1. - Д.703. - Л.ЗЗ. 197 ГАМО. - Ф.Р-213. - Оп.1. - Д.123. - Л.25; Д.249. - Л.1; Д.291. - Л.38; Киселев А.А., Тулин М.А. Ук. соч. —С.69. 198 Андреев П. Город благоустраивается / / Кандалакшский коммунист. — 1953. — 15 апреля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz